Фамилии евреев...

VicRus

Administrator

Русская Семёрка



Что зашифровано в еврейских фамилиях




Еврейские фамилии в большинстве случаев образовывались по тем же принципам, что и русские: от имен родителей, прозвищ, профессий, места жительства. Но есть у евреев фамилии, которые представляют собой аббревиатуры. В них зашифрованы определенные словосочетания. Как же они появились?





Фамилии-«аббревиатуры»
Фамилии у евреев стали появляться лишь в конце XVIII столетия. Очень много евреев проживало на территории Австрийской империи. И в 1787 году императором Иосифом II был издан закон, обязывавший всех евреев иметь наследственные фамилии. Иногда они присваивались властями. Но сами евреи предпочитали так называемые фамилии-аббревиатуры, в которых «зашифровывалась» информация об их носителях. Их можно подразделить на несколько категорий
«Религиозные» фамилии
В таких фамилиях зашифровывались словосочетания, имеющие отношение к религии. Например, простая, казалось бы, еврейская фамилия Зак расшифровывается как «семя святых».
Самыми распространенными еврейскими фамилиями изначально являлись Коэн и Леви. Слово «коэн» на самом деле означало статус священнослужителя в иудаизме, а «левит» - помощника священнослужителя. Впоследствии религиозные статусы превратились в фамилии, а от них стали образовываться другие фамилии. Например, фамилия Кац является аббревиатурой от «кохен-цедек» («праведный коэн»), Каждан – аббревиатура от арамейского выражения
«Каханэй шлухэй ди-рахамана нинху» («Коэны — посланники Милосердного»).
Поскольку коэны считали себя потомками первосвященника Аарона, то указание на это имя могло тоже входить в состав фамилии. Так, в фамилии Мазе зашифровано сочетание «ми-зера Ахарон ха-кохен» («из семени Аарона-первосвященника»). Фамилии, начинающиеся с «Мос-», обычно давались в честь пророка Моисея (например, Мосс или Мозес).
На происхождение от левитов указывают такие фамилии-аббревиатуры, как Сегал, Шагал, Сагал, Сигал (от «сеган левия» - «помощник-левит»).
Патронимические фамилии
Эти фамилии-аббревиатуры образовывались от имени или прозвища родоначальника, часто раввина или духовного учителя. Так, фамилия Маршак, которую носил знаменитый советский детский поэт, представляет собой сложную аббревиатуру от «морену рабену Шломо Клугер», что в переводе означает «учитель наш, господин наш, Соломон Мудрый». Фамилия не менее знаменитого современного врача и общественного деятеля Леонида Рошаля означает: «рабби Шломо Лурия». Фамилия Магарик содержит первые буквы сочетания «учитель наш рабби Йосеф Каро». Йосефом Каро звали раввина, жившего в XVI веке и составившего свод религиозных законов «Шулхан арух».
Многие такие патронимы начинаются с «Бахар-», «Бар-» или «Бр-». Это сокращение от «бен ха-рав» или «бен-рабби», что означает: «сын раввина». Следующая часть «шифра» - имя раввина-родоначальника. Примеры таких фамилий – Богорад («сын рабби Давида»), Богораз («сын рабби Залмана»), Бараш («сын рабби Шимона»), Брик («сын рабби Иосифа Коэна»), Брилль («сын рабби Иегуды-Лейба»).
«Профессиональные» фамилии
Как правило, они связаны с профессиональной деятельностью предков в религиозных общинах. Среди них - Макар («мекаддеш ришон» - «благословляющий первым»), Шуб («шохэт у-водэк» — «резник, проверяющий кошерность мяса»), Шур («шохэт вэ-рав» — «резник и раввин»), Шац («шлиах-циббур» — «посланник общины»), Шабад («шлиах бэт-дин» — «посланник суда»), Рок («рош кэхилла» — «глава общины»), Рабад («рош бэт-дин» — «глава суда»), Дац («даян цэдэк» - «праведный судья»).
Орнаментальные фамилии
К ним можно отнести фамилии на иврите, образованные от цитат из Библии. Так, фамилия Каталхерман – это производное от выражения «ке-таль Хермон» («как роса на Хермоне»). Маскилейсон - от «маскил ле-эйтан» («учение Эйтана», в синодальном переводе - «Учение Ефама»).
«Декоративные» фамилии
Они представляют собой аббревиатуры словосочетаний, указывающих на какие-либо понятия или предметы. Так, фамилия Иомдин означает «йом дин» («Судный день»), Ионтеф/Ионтев - «йом тов» («праздник»), Гурарий - «гур-арье» - «львенок».
«Искусственные» фамилии
В период Австро-Венгерской империи, когда евреям начали в обязательном порядке присваивать фамилии, некоторые из них придумывали себе фамилии, являющиеся аббревиатурами определенных духовных «лозунгов». К примеру, фамилия Бимбад означала: «бимхейра йаво мошиах бен-Давид» — «да придет вскорости мессия, сын Давидов», Башмет - «бааль шем тов» («обладатель доброго имени»), Атлас — «Ах тов ле-Йисраэль. Сэла» («Только добро да будет Израилю», Шалита (Шалит, Салит) — «ше-йихье ле-йамим товим ве-арукким, амен» («да живет он долго и счастливо, аминь»). Такие фамилии встречались и у евреев, проживавших на территории Российской империи.
 

VicRus

Administrator
17 июня

Какой народ обхитрил иудеев?


Кажется, нет такого народа, который мог бы обхитрить народа иудейского, хитрость которого сделалась притчей во языцех. И все-таки такой народ, согласно Библии, есть. Если вы подумали, что я хочу сказать, что это - русский народ, то вы ошибаетесь. Нет, в нас заложена другая сила. Но Библия сообщает нам все же о народе, который обведет Иуду вокруг пальца. Вот мы и посмотрим - что это за народ такой?


До сих пор, в своих исследованиях, которыми я с вами делился, я говорил об этносе и о судьбе потерянных одиннадцати колен Израилевых. Мы вместе пытались ответить на вопрос – кто они, эти колена? Надеюсь, вам было интересно. И я еще не раз надеюсь вернуться к этой теме. Но сегодня хочу поговорить с вами и о двенадцатом колене, которое НЕ терялось – колене Иудином. Оно не должно было теряться – потому что из него пришел Иисус Христос, во исполнение пророчеств. Но как колено Иудино отвергло своего истинного Мессию, Иисуса Христа, то оно, хотя и не исчезло из поля зрения, потеряло свою самостоятельность и независимость. И самым решительным образом.


Близкие родственники
На протяжении многих столетий иудеи были скитальцами по разным странам мира – тоже во свидетельство исполнения проклятий Завета, ибо они отвергли Вождя Завета. Но в последнее время иудеи вновь должны, согласно пророчеств, обрести государственность и иллюзию независимости. Но Библия показывает, что к этому времени колено Иудино окажется еще под более тяжким, невидимым бременем – под хитрой рукой своего ближайшего родственника, Едома и Моава, претендующего на иудейство.


Я вовсе не собираюсь мусолить, анализировать те данные и те выдумками, какие обычно в ходу у тех, кто говорит и пишет что-то про иудеев – хорошее или дурное. Я коснусь проблемы совершенно иначе – изнутри, из Библии, в частности из Ветхого Завета, который является авторитетной Книгой как для христиан, так и для иудеев, и укажу вам, друзья, на то, на что указывают нам пророки, авторитетные для христиан (их лики вы найдете почти в каждом храме), и для иудеев. Это чтобы никому не обидно было, понятно?
Но так как почва ветхозаветних пророчеств не настолько прохожена вами, дорогой читатель, чтобы сразу броситься к самой сути, я постараюсь вас к ней быстренько подвести. Для этого надо лишь посмотреть на библейские пророчества о Моаве и Едоме – ближайших к иудеям этническим группам, или народам.


Едомляне и Трагедия Иерусалима в 70-ом году
Ветхозаветние пророки, когда им было указано на события последних времен, неизменно говорили о падении великого Моава и Едома. В Ветхом Завете можно найти десятки пророчеств о Моаве и Едоме, и большая часть этих пророчеств еще не исполнилась, потому что она исполняется во время Дня Господня – то есть комплекса событий, происходящих накануне Второго Пришествия Мессии, Иисуса Христа. Если верить пророкам – а кому еще верить? – то главным врагом иудеев и всего народа Божиего (христиан) в конце времен станет Моав и Едом.
Только, вот проблема, едомлян и моавитян... давно нет. Последний раз мы находим упоминание о едомлянах в Истории Иосифа Флавия, который сообщает, что сорокатысячная их армия вошла в Иерусалим в 70-ом году «на подмогу» осажденным в городе иудеям. На самом деле едомляне пришли поддержать одну из трех враждующих в Иерусалиме фракций. И их приход ознаменовался в Иерусалиме невиданным кровопролитием, а затем и его падением.


Напомню, что с 67-го по 70-ый года н.э. Иерусалим был под осадой – иногда полной, иногда частичной – римлян. Эта осада была вызвана восстанием иудеев против римлян под мессианскими лозунгами, что Бог предал римлян в руки иудеев, и что Мессия придет и будет воевать за иудейский народ, и отдаст им Римское царство и весь мир. Такая была подоплека конфликта. И поначалу все шло для иудеев хорошо. Они громили одну армию римлян за другой. Это были не шутки.
Но не все иудеи купились на этот видимый успех. Во-первых, именно в то время, во время ранней, частичной осаде Иерусалима, христиане покинули город. В языческих знаменах армии генерала Тита установленных на святых горах вкруг Иерусалима они углядели ту «мерзость запустения, стоящую на святом месте», о которой предсказывал Даниил (в 12-ой главе) и Иисус (в Матфея 24). Иисус велел Своим последователям бежать, когда они увидят такое. Они и бежали. Это были иудеи-христиане. А других христиан, не иудеев в ту пору было вообще очень мало.
Но в городе остались три враждующие группы – враждующие до смерти. Это группа первосвященника, это группа царя, и группа мессианских ревнителей. Вот на помощь этой мессианской группе, возглавляемой попеременно одним из трех сменившихся лже-мессий, и пришли на помощь едомляне, в надежде захватить власть в Иерусалиме. И, надо сказать, захватили, хотя и ненадолго! Понастроили столько крестов, сколько смогли найти бревен. И каждый день на них распинали и распинали иудеев, в чем-то несогласных с мессианской партией иудеев. В очереди на распятие неделями стоять надо было!



А римляне, стоявшие вокруг Иерусалима, не спешили его брать. Они, тем временем, вырубали леса и тоже строили кресты. 70 тысяч крестов поставят они вокруг Иерусалима. И ни один из них потом не останется пустым. И многие будут ждать новой смены, новой крови, новых гвоздей! Это был ужас!
Тит справедливо решил, что подождет, пока евреи не перебьют себя внутри стен города – или утомят до смерти. А они этим и занимались. Сожгли друг у друга склады продовольствия (там продуктов было на годы) и город перешел на людоедство. Тогда уже Тит не выдержав – и услышав истории о том, как матери едят своих детей (тоже было предсказано через пророков) отдал приказ штурма города. Вскоре ни от города, ни от Храма – ничего не осталось. Как и сказал Иисус Христос – буквально камня на камне.


Едом и Моав: кто они?
Так вот, вернемся к главной теме – теме едомлян и моавитян. Со времени падения Иерусалима, как я уже говорил, мы о них ничего не слышим. Тем не менее – они присутствуют практически во всех ветхозаветних пророчествах о самом последнем времени. И роль моавитян и едомлян в этих событиях – такая же мерзкая и разрушительная изнутри, как и в 70-ом году. Но в 70-ом году пророчество о Дне Господнем, о Втором Пришествии не исполнилось. То, что произошло в 70-ом году – это была своего рода модель, упрощенная реплика событий последнего времени вокруг Иерусалима, да и во всем мире.
А там, в этих пророчествах – непременно Едом и Моав. Что они там делают, в Иерусалиме, в этих пророчествах, вообще по жизни? Кто они?? Исчезнувшие народы? Как тогда быть с пророчеством? Либеральные исследователи с торжеством указывают на это как на то, что пророк, что называется, «попал пальцем в небо». Что не понял, не угадал событий будущего. Потому что все пишут про какого-то Моава – а его давно и след простыл. Как и Едома.
Впрочем, многие иудеи, да и христиане указывают-таки на «Моава наших дней». Моава и моавитян они видят в немцах, потому что лишь Моав, согласно пророчеств, мог так жестоко поступить с иудеями. Целая можно сказать доктрина существует, что немцы – это потомственные враги иудеев, дожившие до наших дней. Следовательно, они и есть – Моав.
Это, конечно, ложь, в лучшем случае – грубая ошибка. Давайте разберемся, кто такой Моав и куда он мог деться? Согласно библейскому повествованию, Моав и Аммон (еще один отрицательный герой последнего времени, обычно упоминаемый вместе с Моавом и Едомом) родились после разрушения Содома и Гоморры от Лота и его старшей и младшей дочерей соответственно. Библия говорит, что моавитяне и аммонитяне, потомки Лота, рожденные от кровосмешения с его дочерьми (Бытие 19:37-38).



Моавитяне сначала населяли плодородные высокогорья на восточной стороне ущелья Мертвого моря, простираясь на север к горе Галаад, откуда они изгнали Эммимов, коренное население, но затем сами были изгнаны на юг воинственными племенами Амореев, пересекшими реку Иордан. Амореи, описанные в Библии, во время правления царя Сигона ограничили пределы Моявитян с юга рекой Арнон и это сформировало их северную границу.

...
 

VicRus

Administrator
...

Враг внутри

Согласно Книге Судей, израильтяне не пересекали пределы Моавитян (Суд.11:1) – им не было позволено нападать на своих ближайших по крови родственников. Моавитяне выступали против вторжения Израиля в Ханаан, этой же позиции придерживались и аммонитяне. После завоевания Ханаана отношения Моава с Израилем носили смешанный характер, иногда воинственный, а иногда и миролюбивый…

Можно сказать, что моавитяне были тенью израильтян – их ближайшими родственниками, непосредственным окружением, отражением. Они часто принимали иудаизм. И Бог конкретно сказал, и неоднократно повторил, что так как они – родственники – то они сохранятся до самых последних дней. И только тогда будет «суд над горой Моава». Так где же искать этот Моав теперь? Эту гору? В Германии, где ищут ее Иудеи? В России, которой и Гога и Магога стараются приписать, и Моава? Нет. Она – на месте. В Палестине, где и была.

Хочу напомнить и о некоторых важных, вытекающих из библейских рассказов, выводах, касающихся Едома, Моава и Аммона (идут обычно в одной упряжке). Едом, Моав и Аммон перечислены в Псалме 82:6-7 как участники вражеских по отношению к Израилю планов состоящих в том, чтобы разрушить, стереть с лица земли, а также и с памяти человеческой имя Израиля. По мнению большинства, это пророчество на практике еще не имело места в истории и, скорее всего, будет одним из последующих событий на пророческом горизонте. Но поскольку эти народы вроде бы больше не существуют, библеисты не акцентируют внимание на этом пророчестве.

Едом, Моав и Аммон упоминаются также в пророчестве Дан.11:41 о последнем времени. Говоря о Царе Северном и о его победоностном шествии в конце времени по Ближнему Востоку, Даниил заметил: «войдет он в прекраснейшую из земель, и многие области пострадают и спасутся от руки его только Едом, Моав и большая часть сынов Аммоновых».

Тот факт, что Едом, Моав и большая часть сынов Аммоновых будут избавлены от руки Царя Северного очень занимателен. Но мы поговорим об этом как нибудь в другой раз.

Немного истории

После разрушения Города и Храма в 70-ом году, римляне запретили иудеям селиться в Иерусалимом. Свыше миллиона иудеев было убито, храм разрушен, город выжжен, на иудеев были наложены законодательные санкции, налоги… Но в этот город заселились мовитяне и едомляне, которые жили неподалеку и участвовали в Иерусалимских событиях. И куда они делись эти моавитяне и едомляне?.. никуда, они там же и остались — в Иерусалиме и окрестностях.

И когда потом, со временем пришли туда селиться иудеи, когда были забыты эти указы римских императоров, а потом с падением римской империи все это развалилось и христианство стало официальной религией, христиане не запрещали селиться в Иерусалиме, который был населен моавитянами и едомитянами. И они никуда оттуда не делись, а смешались, ассимилировали. А так как, начиная с династии Ирода-едумеянина, его соплеменники были на ключевых местах, и в ключевых кланах – там они и остались. Никуда не делись.

Ни моавитяне, ни едомляне не исчезли с лица земли. Как и в старые времена, они смешались с иудеями, приняли иудаизм и сделались как бы частью, династической надстройкой нации, на которой они паразитировали.
Напомню, что иудаизм – это прежде всего не национальность, а религия. И путь в иудеи был и остается открыт всем. Как и в христианство. Поэтому, очевидно то, что ни Едом, ни Моав давно уже не существует отдельно от исторического и генетического Иуды, и неразрывно спаяны с иудаизмом и его историей. Библейское видение Едома, Моава и Аммона, которые, в отличие от вавилонян и египтян, были родственными Израильтянам народами, указывает на внутреннюю перспективу падения Иерусалима и иллюструют грехи его жителей. И в первую очередь – моавитянской и идумейской элиты.

Пророчество Исаии

Обратимся за примером к пророку Исаие, 25 глава. Здесь мы в который раз читаем о неком «городе», который будет разрушен. Конечно же, Исаия с болью говорит о грядущем разрушении своего города – Иерусалима. И о спасении Остатка верующих в нем.

Кроме того, в главе умопянуты «чертоги иноплеменников», которые исчезнут. И тут же мы читаем об уничтожении Моава. И его свержение происходит буквально «в последний момент», - так свидетельствует весь контекст данной главы. Более того, это разрушение Моава (нации, которая, по мнению историков, прекратила свое существование еще 2000 лет тому назад) происходит «на горе сей» (стих 10). Что это такое - «сия гора»? Это, несомненно, Иерусалим, храмовая гора. Интересно, что Моав в Библии обычно изображается пребывающим на определенной горе. Но в последние дни Моаву предстоит быть попраным с другой горы, где он живет в своей «гордости» (стих 11).




Я говорил в предыдущих публикация, как видят библейские пророки кризис Иерусалима последних дней. И как в этом кризисе, как в капле, отражается по сути ситуация, в которой оказывается все человечество в последние времена. Через ряд трагических происшествий Бог очищает верных Ему людей от «закваски Моава». Христианство настолько смешалось с язычеством (которое как раз таки символически и представлено Моавом), что единственным способом для Бога очистить его от этого язычества будет уничтожение носителей зла, представленного в виде Моава и Едома.

Краткое заключение к первой части

Моавитяне и едомляне сильно скомпроментировали иудеев, удерживали их от принятия христианства, внушали им идеи мирового господства. Обращение Остатка из числа иудеев происходит, когда они (и их город Иерусалим) будут избавлены, спасены от врага внутри. Этот внутренний враг – Моав и Едом – который ничем не выделяется из среды евреев и современного иудаизма. Но эти народы всегда строили козни народу Божьему, а в последние дни они делают это ухищреннейшим образом: они в целом берут под свой контроль иудеев, и их религию (не давая им повернуться к Спасителю Христу), и их деньги, и их политику. Кто-то зовет их ящурами. Нет, они просто едомитяне и моавитяне, и это – не мало. Это, своего рода, черные помазанники. На них покоится благословение Авраама. Но они используют свои благословения только для себя.

Я не буду указывать пальцем на отдельных политических, религиозных и прочих деятелей и, глядя на их брови, нос, скулы, волосы, фамилию сказать: едомляне они, моавитяне или иудеи? Сделать это просто невозможно. Но Иисус Христос сказал: «По плодам их узнаете их». И вот в следующем очерке я как раз и поговорю с вами о том, как различить моавитян и едомлян по их плодам. Не уходите далеко, друзья. Это знание может вам очень пригодиться. Я с трудом смог разорвать эту статью на две части. Было почти невозможно это сделать, но чтобы не утомлять вас – я это сделал. Но вскоре мы снова встретимся.

_______
 

VicRus

Administrator
21 июня

Чешские евреи и легенда о Големе
История еврейского гетто в Праге
В Праге находится одно из самых старинных еврейских поселений в Европе. Первое упоминание о нем датируется X веком, а заселение началось в XI. Изначально евреи жили в Праге повсеместно, занимались ремеслом и свободно передвигались по территории города.


Элемент здания в Старом еврейском городе, Прага, 2019

Времена первых крестовых походов в корне изменили судьбу чешских евреев. Постановлением Папы им запретили владеть землей, заниматься ремеслом и земледелием. Разрешено было лишь делать то, что для христиан считалось "грязным" делом - давать деньги под проценты взаймы. Евреев отселили на окраину города ("жидовское место") и запретили выходить за пределы нового поселения. Так и появились еврейские гетто.
Чешские евреи носили клеймо унижения: сначала высокую шляпу-колпак, затем капюшон, потом желтый круг, нашитый на левой стороне груди к верхней одежде.
Хоронить людей разрешалось лишь на небольшом пятачке в гетто. По этой причине новые захоронения делали на старых. Сейчас это около 12 слоев.


Старое еврейское кладбище
Некоторые монархи, правда, оказывали протекцию евреям. Например, в XIII веке король Пржемысл Отакар II позволил им заниматься предпринимательством. В это же время была построена Староновая синагога - самая старая постройка в еврейском городе и самое большое на сегодняшний день хранилище ценностей еврейской нации (нацисты планировали создать из Еврейского квартала музей исчезнувшей нации).


Староновая синагога, Прага, 2019
Только в середине XIX века жители Еврейского квартала были уравнены в правах с остальным населением Праги. Им вновь было позволено селиться в любой части города и заниматься любым видом деятельности. Это стало возможным благодаря монарху Иосифу II. Квартал назвали в его честь - Йозефов.
Легенда о Големе
По легенде именно в самые трудные времена для евреев и было создано существо по имени Голем. Главный раввин Праги после знака с небес вместе с учениками вылепил из глины существо без души и ума, безгласное и пучеглазое, бесформенную массу. Перед рассветом в Голема вложили огонь, воздух и воду. Магические заклинания превратили глиняного истукана в живое существо.
Раввин начертил на лбу Голема "эмэт", что означало "истина". Истукан стал прислуживать хозяину. Но однажды он вышел из под контроля, начал крушить и ломать здания в христианских кварталах. Тогда монарх обратился к раввину с просьбой усмирить свое детище. Тот обездвижил его и оставил на чердаке Староновой синагоги. По легенде его останки хранятся и сейчас на случай, если еврейское население Праги будет вновь подвергаться гонениям.
Есть и другая версия: сам раввин спрятал останки Голема до темных времен после того, как его миссия по защите еврейского народа была выполнена.


Слева - Староновая синагога, Прага, 2019
Еврейское гетто сегодня
Сегодня никаких границ между старым еврейским городом и остальной частью Праги нет. Если в прежние столетия гетто находилось на окраине, то сегодня это респектабельный район чешской столицы. Здесь можно встретить магазины с дорогой брендовой одеждой, фешенебельные отели, рестораны и бутики с драгоценностями (Bulgari, Cartier), казино и пр.


Еврейский квартал, Прага, 2019
И, конечно, многовековая история привлекает огромное количество туристов. На территории квартала сохранилось 6 синагог, ратуша и кладбище. Староновая синагога - главный духовный центр еврейской Праги. Сюда со всего мира приезжают паломники.


Справа - ратуша, сооружена в 16 веке. Использовалась как центр еврейской общины. Часы на башне идут в обратную сторону. Слева - Староновая синагога.


Зал прощания с усопшими (здание начала 20 века)


Высокая синагога. Возведена в 16 веке.
Еврейский квартал расположен рядом со Староместской площадью. Стоит сказать, что посещение всех синагог и кладбища не бесплатное. Полный билет обойдется примерно в 500 крон (около 1400 рублей или 20 евро). Можно просто побродить по кварталу или выбрать для посещения часть объектов.
 

Сверху