VicRus
Administrator
Старообрядчество вышло из тени (часть 2): старообрядцы, староверы, раскол — их роль в XX и XXI веках
ПОЗАВЧЕРА 22:03 |
Емельян |ИАЦ | 1175 | 1
Ключи: вероучения И.В.Сталин идеологии история концептуальное движение политика социология
Старообрядчество вышло из тени. Монополия на веру утрачена? (часть 1)» http://inance.ru/2017/05/staroobrjadchestvo/
Во второй половине XVII века Россия вошла в новую фазу своей истории. Христианство, которое складывалось в течение нескольких веков, разделилось на две ветви: старообрядческую и никонианскую. Старообрядческая ветвь придерживалась старых обрядов, а никонианская ветвь стала служить обряды по греческим образцу и книгам, которые во многом были латинизированы.
ЧТО ТАКОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО И ЧЕМ СТАРООБРЯДЦЫ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ СТАРОВЕРОВ?
Для того, чтобы продолжить дальнейшее рассмотрение явления старообрядчества, необходимо определиться с терминологией. Старообрядчество, староверие, раскол — все эти термины для многих носят одно и то же значение. Но так ли это? Обратимся к Толковому словарю Живого Великорусского Языка В.И. Даля (Часть 4. Издание Общества Любителей Российской Словесности, учреждённого при Императорском Московском Университете, Москва, 1866):
«Раскол — отступление от учения и правил церкви. Русский раскол основан на желании хранить старину и чистоту веры, и на убеждении, что прочие от неё отклонились, почему и зовут себя староверами, старообрядцами. Но за тем и сам раскол расщепился на десятки толков, нередко и поныне вновь возникающих. Одна часть признаёт рукоположение священства, почему и держит попов, переправляя их по-своему, и заставляя их отречься от новизны — это поповщина. Другая, утверждая, что благодать утрачена и царство антихриста настало, не отвергает сущности таинств, но говорит, что их ныне уже нет, и ожидает исполнения пророчеств апокалипсиса — это беспоповщина. Отвергающие же сущность христианского ученья, не раскольники, а отступники, еретики — это духоборцы, молоканы, хлысты, скопцы, субботники и пр. (стр.51)
Раскольник или раскольница — отщепенец по вере, отпадший от своей церкви, исповеданья (стр.51).
Раскольничать — держаться раскола (стр.51).
Старовер — кто держится старой веры, дониконовских обрядов (стр.290).
Старообрядчество — староверство. Старовер более общее название, включая иногда и прямых раскольников, а старообрядец, единоверец, благословенной церкви (стр. 290)».
Как видно из приведённых выдержек В.И. Даля, с 1841 года по 1852 год заведовавшего канцелярией министра внутренних дел Л.А. Перовского:
Из материалов Русской Православной Старообрядческой Церкви:
«Как особое направление старообрядчества, оно утвердилось к началу XVIII столетия, после смерти священников дораскольного рукоположения. Старообрядцы, отвергавшие священников нового поставления, стали называться безпоповцами, так как они остались совершенно без попов. Решив, что от последователей Никона нельзя принимать не только священства, но и крещения, они всех приходящих к ним из новообрядческой церкви крестили заново. Оставшись без священства, безпоповцы лишились и других церковных таинств: святого причащения, миропомазания, брака, елеосвящения. Что же касается остальных двух таинств — крещения и покаяния, то их стали совершать простые миряне; проводили они и все церковные службы, кроме литургии. С течением времени у безпоповцев образовался особый чин наставников. Это — миряне, избранные обществом для исполнения духовных служб и дел» (http://rpsc.ru/history/kratkaya-istoriya-staroobryadchestva/razdeleniya-v-staroobryadchestve/).
На наш взгляд, явление «беспоповства» выражает настроения части людей, которые начали уходить от идеологического атеизма исторически сложившегося христианства в русло истинно русского богословия, когда в общении между человеком и Богом отсутствуют посредники, когда каждый может напрямую установить диалог с Богом через молитву и ответный ей сокровенный язык жизненных обстоятельств.
Начиная с конца XVII века, сразу же после раскола, старообрядчество подверглось гонениям. Его оппозиция, ярким представителем которой был упомянутый нами ранее протопоп Аввакум Петров (25 ноября 1620 — 14 (24) апреля 1682), была разбита, и старообрядцы были вынуждены скрываться. Это было время, когда жизненный уклад русского народа, его культура и быт стали принудительно ломаться. Высший свет ориентировался на европейские образцы поведения, и судьба русского народа со временем перестала его интересовать.
Раскольничий мир, за исключением верхушки старообрядцев-поповцев, обитал в народных низах, стараясь избегать контактов с официальными структурами. Укрывшись, старообрядческий мир по-иному обосновывал и выстраивал свою жизнь. На протяжении ХVIII столетия противники никоновских новин разрабатывали концепции последних времен, пришествия антихриста, прекращения священства и т.д. Результат работы старообрядческой мысли — появление различных беспоповских течений, где наиболее полно выразилось неприятие государства и его церкви, а также радикализм при решении социальных и политических проблем.
В народных слоях нечерноземного центра России, Севера, Поволжья, Урала и Сибири прочно укоренились крупные ветви беспоповщины (поморцы, федосеевцы, странники, спасовцы и т.д.). Отличаясь различными вероисповедными оттенками, они сходились в общем: категорически отвергали иерархии, следствием чего стала утрата таинств. В то же время беспоповцы оставались в полной уверенности, что пребывают в истинно русской вере.
Разумеется, господствовавшая церковь крайне негативно относилась к подобным «православным», рассматривая их как отщепенцев, утративших всякую связь с литургией. Между тем, отрешаясь от оценок синодального официоза, нельзя не признать, что в русском православии происходило формирование устойчивой внецерковной традиции, доселе действительно нетипичной для русского народа.
Её последователи реализовывали духовные потребности уже исключительно вне церковных форм, потерявших в их глазах какую-либо сакральность. Вопрос — в масштабах этого русского аналога «протестантизма». Не нужно забывать, что беспоповщина в отличие от западных протестантов существовала внутри враждебного ей государства. Наши беспоповцы, находясь под церковно-административным давлением, не стремились заявлять о себе.
Приверженцы беспоповщины не только не утруждали себя регистрацией, но и вообще, как правило, числились обычными синодальными прихожанами. В результате на российском религиозном ландшафте «силуэт» внецерковного православия был едва различим. Внешне выглядя невнятной синодальной паствой, кстати, всегда вызывавшей тревогу у властей, это православие, по сути, оставалось скрытой под завесой официальной статистики.
...
ПОЗАВЧЕРА 22:03 |

Ключи: вероучения И.В.Сталин идеологии история концептуальное движение политика социология
Старообрядчество вышло из тени. Монополия на веру утрачена? (часть 1)» http://inance.ru/2017/05/staroobrjadchestvo/

Во второй половине XVII века Россия вошла в новую фазу своей истории. Христианство, которое складывалось в течение нескольких веков, разделилось на две ветви: старообрядческую и никонианскую. Старообрядческая ветвь придерживалась старых обрядов, а никонианская ветвь стала служить обряды по греческим образцу и книгам, которые во многом были латинизированы.
ЧТО ТАКОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО И ЧЕМ СТАРООБРЯДЦЫ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ СТАРОВЕРОВ?
Для того, чтобы продолжить дальнейшее рассмотрение явления старообрядчества, необходимо определиться с терминологией. Старообрядчество, староверие, раскол — все эти термины для многих носят одно и то же значение. Но так ли это? Обратимся к Толковому словарю Живого Великорусского Языка В.И. Даля (Часть 4. Издание Общества Любителей Российской Словесности, учреждённого при Императорском Московском Университете, Москва, 1866):
«Раскол — отступление от учения и правил церкви. Русский раскол основан на желании хранить старину и чистоту веры, и на убеждении, что прочие от неё отклонились, почему и зовут себя староверами, старообрядцами. Но за тем и сам раскол расщепился на десятки толков, нередко и поныне вновь возникающих. Одна часть признаёт рукоположение священства, почему и держит попов, переправляя их по-своему, и заставляя их отречься от новизны — это поповщина. Другая, утверждая, что благодать утрачена и царство антихриста настало, не отвергает сущности таинств, но говорит, что их ныне уже нет, и ожидает исполнения пророчеств апокалипсиса — это беспоповщина. Отвергающие же сущность христианского ученья, не раскольники, а отступники, еретики — это духоборцы, молоканы, хлысты, скопцы, субботники и пр. (стр.51)
Раскольник или раскольница — отщепенец по вере, отпадший от своей церкви, исповеданья (стр.51).
Раскольничать — держаться раскола (стр.51).
Старовер — кто держится старой веры, дониконовских обрядов (стр.290).
Старообрядчество — староверство. Старовер более общее название, включая иногда и прямых раскольников, а старообрядец, единоверец, благословенной церкви (стр. 290)».
Как видно из приведённых выдержек В.И. Даля, с 1841 года по 1852 год заведовавшего канцелярией министра внутренних дел Л.А. Перовского:
- Под раскольниками, староверами и старообрядцами в середине XIX века имелись ввиду одни и те же люди. Но на наш взгляд, слово «староверы» необходимо выделить из этого ряда, т.к. под этим следует понимать старую, дохристианскую веру (далее нами по тексту будет использоваться более привычное слово «старообрядчество»);
- Старообрядчество породило несколько направлений, среди которых особо стоит выделить беспоповство.
Из материалов Русской Православной Старообрядческой Церкви:
«Как особое направление старообрядчества, оно утвердилось к началу XVIII столетия, после смерти священников дораскольного рукоположения. Старообрядцы, отвергавшие священников нового поставления, стали называться безпоповцами, так как они остались совершенно без попов. Решив, что от последователей Никона нельзя принимать не только священства, но и крещения, они всех приходящих к ним из новообрядческой церкви крестили заново. Оставшись без священства, безпоповцы лишились и других церковных таинств: святого причащения, миропомазания, брака, елеосвящения. Что же касается остальных двух таинств — крещения и покаяния, то их стали совершать простые миряне; проводили они и все церковные службы, кроме литургии. С течением времени у безпоповцев образовался особый чин наставников. Это — миряне, избранные обществом для исполнения духовных служб и дел» (http://rpsc.ru/history/kratkaya-istoriya-staroobryadchestva/razdeleniya-v-staroobryadchestve/).
На наш взгляд, явление «беспоповства» выражает настроения части людей, которые начали уходить от идеологического атеизма исторически сложившегося христианства в русло истинно русского богословия, когда в общении между человеком и Богом отсутствуют посредники, когда каждый может напрямую установить диалог с Богом через молитву и ответный ей сокровенный язык жизненных обстоятельств.
Начиная с конца XVII века, сразу же после раскола, старообрядчество подверглось гонениям. Его оппозиция, ярким представителем которой был упомянутый нами ранее протопоп Аввакум Петров (25 ноября 1620 — 14 (24) апреля 1682), была разбита, и старообрядцы были вынуждены скрываться. Это было время, когда жизненный уклад русского народа, его культура и быт стали принудительно ломаться. Высший свет ориентировался на европейские образцы поведения, и судьба русского народа со временем перестала его интересовать.
Раскольничий мир, за исключением верхушки старообрядцев-поповцев, обитал в народных низах, стараясь избегать контактов с официальными структурами. Укрывшись, старообрядческий мир по-иному обосновывал и выстраивал свою жизнь. На протяжении ХVIII столетия противники никоновских новин разрабатывали концепции последних времен, пришествия антихриста, прекращения священства и т.д. Результат работы старообрядческой мысли — появление различных беспоповских течений, где наиболее полно выразилось неприятие государства и его церкви, а также радикализм при решении социальных и политических проблем.
В народных слоях нечерноземного центра России, Севера, Поволжья, Урала и Сибири прочно укоренились крупные ветви беспоповщины (поморцы, федосеевцы, странники, спасовцы и т.д.). Отличаясь различными вероисповедными оттенками, они сходились в общем: категорически отвергали иерархии, следствием чего стала утрата таинств. В то же время беспоповцы оставались в полной уверенности, что пребывают в истинно русской вере.
Разумеется, господствовавшая церковь крайне негативно относилась к подобным «православным», рассматривая их как отщепенцев, утративших всякую связь с литургией. Между тем, отрешаясь от оценок синодального официоза, нельзя не признать, что в русском православии происходило формирование устойчивой внецерковной традиции, доселе действительно нетипичной для русского народа.
Её последователи реализовывали духовные потребности уже исключительно вне церковных форм, потерявших в их глазах какую-либо сакральность. Вопрос — в масштабах этого русского аналога «протестантизма». Не нужно забывать, что беспоповщина в отличие от западных протестантов существовала внутри враждебного ей государства. Наши беспоповцы, находясь под церковно-административным давлением, не стремились заявлять о себе.
Приверженцы беспоповщины не только не утруждали себя регистрацией, но и вообще, как правило, числились обычными синодальными прихожанами. В результате на российском религиозном ландшафте «силуэт» внецерковного православия был едва различим. Внешне выглядя невнятной синодальной паствой, кстати, всегда вызывавшей тревогу у властей, это православие, по сути, оставалось скрытой под завесой официальной статистики.

...