СЛАВЯНЕ - СОЮЗ родоплеменных семей РУСОВ!

VicRus

Administrator
Борис Новицкий

Русы в Центральной Европе начала эры. Это реально?

8 июня





Барон Сигизмунд фон Герберштейн, дипломат Священной Римской империи германской нации, в 1556 году писал:
«Славнейшие некогда город и область вандалов были пограничны с Любеком и Голштинским герцогством, и то море, которое называется Балтийским, получило название от этой Вагрии, и притом само оно <…> удерживает у русских своё название, именуясь Варецкое море, то есть Варяжское море; сверх того Вандалы в то же время были могущественны, употребляли, наконец, русский язык и имели русские обычаи и религию» [Записки о Московии. – СПб., 1866].
Можно ли доверять этим удивительным словам барона, который владел рядом местных славянских диалектов? Стоит понимать, что он был непосредственным свидетелем своего времени, живой истории. О нем, в частности, А.П. Кузьмин писал, что некоторые средневековые авторы «имели возможность воспользоваться данными живой истории». И от этого просто так не отмахнуться: барон был непосредственным свидетелем событий, которые описывал. Получается, что вандалы, были славянским народом, который он напрямую относил к русам. Впрочем, еще более ранний автор Мавро Орбини, не находя разницы между венедами и вандалами, относит вандалов к славянам.
На этот счет А.П. Кузьмин также отмечал, что:
«Говоря о «русских» на Балтийском Поморье, С. Герберштейн, очевидно, имел в виду не их самоназвание или обозначение в XVI в., а факт реальной родственности их московским «русским»» [Начало Руси. Тайны рождения русского народа. ООО "Издательский дом "Вече". М. 2003].
В этой связи назвать случайностью появление династии русов Рюриков из Центральной Европы на княжении в Руси нельзя.
На периоде могущества русов в Центральной Европе с начала эры и до 5 века «серьезная наука» своего внимания не акцентирует. Но мощный союз в этот период так называемых славянских племен был союзом родственных групп одного этноса.
С.А. Ершов назвал его Великим Венедским Союзом. Преемником Великой Венедской Руси стала Великая Русь IX века н.э. Он, в частности, пишет:
«Народ русов (речных жителей) был могуч и однороден во всей Великой Венедской Руси, в которую входили Южно-балтийская Русь, Северо-восточная Русь и Южная Русь, которая стала древней Великой Русью. Древняя Великая Русь представляла объединение (трех частей), близкое к государственному, с выборным, договорным органом управления, выражаясь современным языком, эта форма была близка к конфедерации. Союзы областей управлялись князьями, старейшинами и воеводами. Южно-балтийская Русь управлялась сначала выборными воеводами, князьями, а после наследственными князьями». [Ершов С.А. Великая Русь: Народонаселение и войны I – -XX вв. 1997].
Тесная связь южного берега Балтики с восточноевропейскими русскими землями отражается и в некоторых сагах. Так в не самой популярной у традиционных историков саге о Тидреке Бернском постоянно упоминаются «вильтины» (вильцы-велеты), в тесной связи с которыми находится Русь. В указанной саге действие разворачивается от южнобалтийского побережья до «Палтескиа» и «Холмгарда». Сага записана в XIII в., но отражает события IX в.
В ней отражен период, когда вильтины господствовали на берегах Балтики а, например, датские конунги были у них лишь в подконунгах. Тидрексага – типичное творение западнославянского эпоса, в которых всегда преувеличивают успехи своих. Возможно, в нем имеет место и некоторое поэтическое преувеличение, как отмечал А.Г. Кузьмин, но постоянное упоминание Руси и русских только подтверждается, что с ее явлением в тот период считаться приходилось всерьез.
Реальный Тидрек, как и его соперник Одоакр, жил в V в. и соперничали в борьбе за Рим. Но предания о них сохранялись на Балтике, и новгородский летописец XIII в. упомянул косвенно об этой распре, назвав Тидрека «поганым и злым».
Жизнь на этой территории текла бурная. Именно русы под предводительством князя Одоакра, свергнув последнего императора Западно-римской империи, четырнадцать лет владели Италией (476 г. н.э.). Историк VI века Иордан [25], называет Одоакра ругом-русом («genere Rogus»). В западнославянских исторических сказаниях он именуется славянским князем, но чаще «русским» или «ругским» князем, герулом с острова Рюген (Русия (Russia), Ругия (Rugia), Рутения (Ruthenia), Руйана (Rojna)). Польский историк XV века Я. Длугош [26] называет Одоакра русином. О том, насколько популярен и известен был Одоакр даже еще в XVII веке, говорит его популярность среди казаков и русских войска Богдана Хмельницкого, боровшихся с поляками. Об этом свидетельствует «Белоцерковский универсал» Богдана Хмельницкого (28 мая 1648 года), где говорится о «русах з Ругии от помория Балтийскаго».

Есть любопытные топонимические связи Южной Балтики с Восточной Русью, на которые мало кто из историков обращает внимание. Так, например, знаменитому озеру Селигер находится параллель на острове Рюген – озеро Selliger. А.Г. Кузьмин полагает, что название это докельтское. И приводит факт упоминания на фракийской территории кельтского племени Celigeri. Также и название города Ростова вполне сопоставимо с поселением Radestow «в Старградском округе». И это название не объясняется ни из славянских, ни из угрофинских языков.
Адам Бременский писал: «К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом. За ними лингоны (глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и ратарей рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской епархии». В Новгородской области и поныне есть город Демянск, вполне созвучный Дымину, и в Архангельской области река Пена.

...
 

VicRus

Administrator
...


Нельзя не сказать и о названии озер в Германии Колпин, которых там целых десять, созвучных имени города Колпино по Санкт-Петербургом. Причем на территории Росси и сегодня почти сотня рек и речек с названиями Колпинка, Колпа, Колбинка. Об этом я писал в книге «Колпь. Страна Лебедия» [СПб, изд-во «Нестор-история». 2013 г.]
Перевод Тидрек-саги выполнил А.Н. Веселовский. Он пришел к выводу, что что в основе ее лежит саксонское сказание. (А.Н. Веселовский. Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском. СПб., 1906).
В этой саге русские не эпизод, а постоянный политический партнер и Тидрека, и гуннов, с которым ее противникам приходилось серьезно считаться. В прологе показана Русь рядом со Швабией и Венгрией на пути с юга к Виндланду, на земле балтийских славян. В саге Русь чаще всего именуется Руциландом. Видимо, здесь имеется в виду, территория Ругиланда, позднейшей Руссии, и тех прибалтийских областей, также называемых источниками Ругия или Руссия.
И еще один интересный факт из немецкой поэмы «Ортнит», посвященной легендарному конунгу Русиланда Ортниту. Он был племянником некоего Ильи, русского по матери, который был отпрыском легендарных русских конунгов, и правил в Гарде, в Ломбардии (Северная Италия). Из поэмы очевидно, что наличие «русских» в Ломбардии не удивляло немецких сказителей в XIII веке.
В Новгороде тоже помнили о Тидреке, причем помнили как о заклятом враге Руси. Так, в рассказе о падении Царьграда в 1204 году новгородский летописец отмечает предводителя крестоносцев из Берна «идеже бе жил поганый злый Дедрик».
Работа Н.В. Веселовского не получила, видимо, должного внимания в науке. И видный историк А.Г. Кузьмин особо подчеркивал, что такая исключительно важная публикация как «Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском» «предполагала совершенно иную интерпретацию почти всех спорных вопросов, связанных с проблемами происхождения гуннов, русов и ряда других племен».
Чем интересна эта сага? Она оказывается уникальным источником, в котором фигурировали как вождь гуннов Аттила, правитель готов Тидрек (Теодорих), так и русский витязь Илья и русский король Владимир (Вальдемар).
«После того как Аттила конунг недолго пробыл дома, он узнал такие вести, что Вальдемар конунг Гольмгардский, брат Озантрикса конунга, пришел в землю гуннов и производит опустошение с огромным войском».
По саге, Русь находится в тесной связи с вильтинами (вильцами), а также современна фрисландскому конунгу Атилле, и готскому правителю Тидреку. А это 5 век нашей эры. В саге слово «рус», кстати, встречается 52 раза.
Аттила, вождь гуннов, назван «фрисландским конунгом», которых «русские» конунги не признавали равными себе. В ней повествуется о том, что русский конунг отказался выдать дочь за Аттилу, ибо «род его не так знатен, как были русские люди, наши родичи». К слову, фризы обосновавшиеся на севере Голландии, по А.Г. Кузьмину являются потомками гуннов.
Что это была за Русь, о которой идет речь в саге, и в которой в основе ее важнейших событий лежит борьба готов и «русских» на территории Среднего Подунавья? Это было государство Ругиланд, созданное в V веке в Подунавье, в бывшей римской провинции Норик.
Вызывает определенное недоумение отсутствие широкого внимания к такому удивительному источнику информации о Руси Дунайской. Большую часть саг ученые прошерстила вдоль и поперек. Отчего такое прохладное отношение к западноевропейскому источнику, содержащему такие уникальные сведения по русской истории? Может быть, ее сведения противоречат существующей «скандинавской» парадигме происхождения имени «русы»?
Под именем русских Тидрексага описывает народ ругов, что является явным посягательством на идею скандинавского происхождения имени руси и русов.
А что это за русский конунг V века Владимир, широко известный правитель Ругиланда, существовавший задолго до известного князя Владимира Святославовича? И существовал ли он на самом деле?
Веселовский, рассматривая генеалогию Тидрексаги, поставил вопрос: насколько она соединима с данными русских былин? И попытался на него ответить. Он обратился к немецкой поэме Ортнит, а также к былинам о Волхе Всеславьевиче и Добрыне. На основании проведенных исследований пришел к выводу о том, что отчество искомого Влаадимира – Сеславич, Сеславьевич, Сыславич, Всеславьевич. Более того, былинный Волх Всеславьевич и Владимир Всеславьевич – братья по отцу.
Исследование по этому вопросу провел также С.Н. Азбелев, используя для этого Новгородскую Иоакимовскую летопись. Он отметил, что князь Владимир из летописи и из Тидрексаги был правителем Руси в период, когда она подверглась нашествиям гуннов. И в летописи, и в саге совпадают и имя русского князя Владимира, и время его правления – весьма важный исторический этап. Этот этап он определил, как «эпическое время», которое должно было оставить глубокий след в народной памяти» в виде былин.
По саге территория, подвластная, эпическому Владимиру, включала земли от моря до моря и простираясь далеко на восток, превосходя, по всему видать, размеры позднейшего Киевского государства X в. Этим объясняется интерес к Владимиру и Руси в Тидрексаге. [Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. № 3 (28). 2020].
Согласно Иоакимовской летописи, указанный князь Владимир был одним из сыновей князя славян Вандала, о котором сказано:
«По устроении Великого града умре Славен князь, а по нем владаху сынове его и внуки много сот лет. И бе князь Вандал, владая славянами, ходя всюду на север, восток и запад морем и землею, многи земли на вскрай моря повоева и народы себе покоряя, возвратися во град Великий».
Вандал правил в городе Словенске, который основал его далекий предок князь Словен. По сказанию «О Словене и Русе и городе Словенске в 2409 год до н.э. Словен и Рус со своими родами начали уходить в поисках новых земель с берегов Чёрного моря. Через 14 лет вышли на берега озера Мойско (Ильмень), где Словеном был основан город Словенск (великий Новгород), а русом – город Руса (Старая Русса).
После смерти князя Вандала и братьев власть принял князь Владимир. В.Н. Татищев, используя данные хрониста Гельмгольда, подсчитал, что от Владимирова отца до Гостомысла прошло «14 колен», что, считая по 25 лет на одного властителя, составило около 350 лет. И князь Владимир, из Иоакимовской летописи мог править приблизительно в первой половине V в. Что соответствовало времени владычества гуннского правителя Аттилы (ум. 453 г.).
С гибелью Владимира в сражении с тидреком из Берна прерывается, успешный период в истории Руси, Тидрексага после этого о русах не упоминает. В результате Атилла и Тидрек (Дидрек) завоевали земли Руси. Ею стал управлять родственник Владимира Ирон, собиравший в последствии дань в пользу Атиллы.
В Иоакимоской летописи читаем, что после смерти князя Владимира правили его сыновья и внуки, имена восьми из них неизвестны, но известен девятый потомок Буривой, после которого правителем стал его сын Гостомысл, дед Рюрика.
Таким образом, Владимир Всеславич олицетворял собой значительный пласт истории русов в Европе, кульминацией которого стал 5 век нашей эры. И это происходило за 350-400 лет до того, как «общепринятая» официальная история начала отсчет Рюриковской русской истории.
Именно этот Владимир «послужил, очевидно, первым историческим прототипом былинного князя Владимира», писал С.Н. Азбелев.
Л.П. Грот отметила, что имя отца Владимира указывается как Вандал. И это имя, по ее мнению, «явно общеродовое, но известны вандальские короли и под персональными династийными именами. Одним из таких династийных имен было Вислав / Visislav. Вариантами Вислава / Висислава являются Вечеслав или Вячеслав, что родственно и Всеславу».
Она же отмечает, что традиция поклонения Солнцу в образе божества была прирождена русской культуре. От этой традиции и идет широкое использование в былинном эпосе прозвания князя Владимира Красным Солнышком или просто Солнышком. Например, в былине «Добрыня Никитич и Василий Казимирович» князя называют Владимир Солнышко Сеславьев.
Итак, князь Владимир Святославович (960—1015), будучи Крестителем Руси, проводником христианства, вошел в историю c прозвищем Святой.
«Очевидно, что Владимир Всеславич Красное Солнышко и Владимир Святославович Святой – две разные исторические личности, из разных эпох. И народная память их различала, наделив разными прозваниями, а вот историческая наука, начиная с эпохи Просвещения, стала их смешивать и видеть в них одно лицо. [Л.П. Грот. О князе Владимире Красное Солнышко].
А как же тогда быть с тем, что у русской истории не могло быть периода древнее, чем с IX в.? Ведь эта идея, навязанная западноевропейскими утопиями, превалирует во всей русской истории и отрезает гигантскую часть от нее. В противном случае приходится объяснять события норвежской Тидрек-саги, где древние русы воюют с гуннами, а древнерусский Владимир в 5 веке находится в Приильменье.
Но об этом не только западная сага, но и былины русские повествуют. Все вместе взятое указывает на более древний пласт русской истории, уходящий вглубь времен на значительное время. Если не затемнять его, не игнорировать, то это можно увидеть.
Тут можно обратить внимание и на древнюю культуру Шнуровой керамики (5000 лет назад) в Европе носителей гаплогруппы R1a-Z280. Генетическая связь ее с современными носителями той же гаплогруппы в России (50% русских) не может не впечатлять. Стало быть, показанная тема – это только часть беспрерывного процесса поиска исторической истины.
Если вам интересна информация, подписывайтесь на мой канал. Комментируйте, только без фанатизма и с уважением к оппонентам. Делитесь информацией, ставьте "нравится".
Другие мои материалы по ссылке
: zen.yandex.ru/bonorus
 

VicRus

Administrator

Ясна Школа




Великая Русь

23 апреля






Это просторная земля, земля миролюбия и терпения, но угрозам всегда готовая дать отпор.
Возвеличиваю? Отнюдь – это просто смысл названия и только.
Русь – слово со значением «река» – на Русской возвышенности, на Валдае. Тут берут начало Волга, Днепр и Дон, что текут «в чёрную сторону» (юг наши предки считали «чёрным», в отличие от «белого» севера), и «белой» Западной Двины. Своими руслами 4 реки «прочертили» на поверхности Земли букву «пси» (ψ), сохранившуюся в греческом алфавите.
У славян буква «пси» звучала как "ду" (нерусское «пси-х» читается как «ду-х»; «псих-ша» как «дух-ша» или «душа»).
А ведь в официальной науке Греция считается на полторы тысячи лет древнее Руси… Ха! Основой греческой азбуки была древнеславянская азбука.

Однако, буква «пси» (ψ) является ещё и руной Альгиз (ᛉ)



Альгиз символизирует Священное дерево с ветвями или Оленя с рогами (= мужское начало: защита, воля, упорство, сопротивление и устойчивость).
Перевернутый Альгиз будет читаться в обратную сторону «зигла» или «зига», и станет обозначать корни Мирового древа, уходящие в царство мёртвых (= женское начало: спокойность, скрытность, терпение и мир).
Теперь обведём в круг руну – получим знак "пацифик", то есть "мирный" или «мир».





Вот и вернулись мы вновь к "Руси".
К рекам Валдайской возвышенности и к исходному слову, которое читалось как "мир".
Неплохо бы нам всем получше знать родной язык. Это многое прояснило бы…

Понравилась статья? Тогда рекомендуем к прочтению и эту .

#великая русь #ясна #альгиз #русский язык #дома нескучно


Другие публикации канала

Секреты мужских волос
Тусовка Тузиков устроили Потасовку
Милиция и Полиция
Похожие статьи на тему
наука

Ученые нашли доказательства того, что Вселенная — это голограммаХайтек
Успешное превращение обычного металла в золото: Учёный, которому удалось это сделатьНаучпоп. Наука для всех
Оказывается, электрон не элементарная частица!Известное и неизвестное

интересные факты
славяне
волга
символы
руны
 

VicRus

Administrator

МОЯ ПЛАНЕТА




РУССКИЙ ЯЗЫК: ФОНЕТИЧЕСКИЕ ТАЙНЫ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ

6 июня

На Земле насчитывается более 6000 языков. Досконально изучены наукой менее 1% из них. Веками хранили свои секреты и язык древние славяне. Как звучала живая речь наших предков? Можем ли мы сегодня услышать голоса средневековых людей? И как разгадать фонетические тайны тысячелетней давности?



«Конечно, основной словарный фонд изменился незначительно: "рука" — да, "нога" — да, "голова" — да, а вот "глаз" — уже нет. Слова "глаз" 1000 лет назад не было, было "око". Но гораздо сложнее с грамматикой и фонетикой, то есть с формами и произношением звуков. Вот тут современный носитель русского языка и носитель древнерусского языка оказались бы очень далеко друг от друга и, скорее всего, друг друга бы не поняли», — утверждает Вадим Крысько, завотделом древнерусского языка Института русского языка имени Виноградова РАН.
Так можно ли восстановить подлинное звучание древнего языка? Насколько точна будет эта историческая реконструкция? Откуда ученым известны нюансы произношения прошлого?
«Жи-ши» пиши с буквой «и»

Созданный братьями Кириллом и Мефодием алфавит не только позволил славянам читать и писать на родном языке. У этой азбуки была еще одна фонетическая особенность. Славянские буквы довольно точно передавали звучание разговорной речи.

Появившаяся у славян письменность во многом создавалась по принципу «как слышится, так и пишется». Отголоски этого можно обнаружить и в современном учебнике русского языка. Один из самых ярких примеров — известное каждому школьнику правило: «Жи-ши пиши с буквой "и"». Раньше «ж» и «ц» произносились мягко. Причем с точки зрения языка очень-очень долго.
Когда именно в русской речи произошло отвердение шипящих, сегодня установить сложно. Лингвисты считают, что случилось это в XIII или XIV веке. Однако мы до сих пор пишем мягкий знак в конце некоторых существительных женского рода. Поэтому слова «мышь» и «рожь» — еще один признак исторической мягкости шипящих.

Произошедший 600 лет назад процесс отвердения шипящих — не просто любопытная лингвистическая деталь. Ученые давно выяснили: неизменными остаются только мертвые — выпавшие из употребления — языки. Все живые языки меняются практически постоянно. Скорость и причины каждого из этих изменений могут быть разные. Но результаты, как правило, носят глобальный характер.

Работа над ошибками



Как обнаружить следы подобных изменений? И проследить лингвистическую цепочку длиною в сотни лет? Как ни странно, один из самых эффективных методов исторического языкознания связан с простыми орфографическими ошибками.
«Ошибки — это зло, с ними надо бороться. Но если через тысячу лет кому-нибудь попадется в руки современная школьная тетрадь, она окажется для будущего историка языка гораздо важнее, чем текст в газете или в книге, потому что современный школьник вполне может написать слово "корова" через "а" и тем самым покажет будущему историку языка, что мы произносили вовсе не "корова", как это пишется в книгах, а примерно так, как написал этот неграмотный школьник. То же самое в древнерусских рукописях», — поясняет Вадим Крысько.

В отличие от школьников-«грамотеев», древнерусские писцы ошибались редко. Средневековые профессионалы раз за разом переписывали священные тексты и строго придерживались канонов книжного церковно-славянского языка. Обнаружить хотя бы одну неточность — все равно что найти иголку в стоге сена.
Проведем сравнительный анализ двух одинаковых текстов. Это «Сказание о Борисе и Глебе», записанное в разные времена. Первый вариант содержится в Успенском сборнике, который датируется XII веком. Второй взят из Сильвестровского сборника — результат переписи XIV века. 90% этих тестов практически идентичны. И вдруг на одной странице — буквально в трех строчках — неизвестный писарь допускает сразу три характерные ошибки.
Первое слово «любезно», в смысле «с любовью». Писец XII века, скорее всего, произносил в этом слове после «б» редуцированный звук «е», «ерь», буква «ерь». «Люб-е-зно». Но именно в XII веке и уж во всяком случае к XIV так называемые редуцированные гласные в русском языке исчезли. И писец XIV века написал это слово так, как он его уже произносил, то есть со звуком «э» и с буквой «е» — «любезно». Примерно так, как мы сейчас.
Следующая описка много говорит о происхождении писца. Вероятнее всего, он был жителем Великого Новгорода. В древненовгородском диалекте не различались фонемы — то есть звуки — «ц» и «ч». Население северных регионов, что называется, «цокало». Поэтому слово «очи» автор позднего сборника написал, как говорил, — «отци».
И наконец, слово «прозре», то есть «прозрел», «слепец», писцом XII века написано с буквой «ерь», с редуцированной гласной. Произносил он, скорее всего, «прозьре», но к XIV веку в этой позиции редуцированные гласные, как говорят ученые, пали. Писец XIV века произносил это слово так: «Прозре». Примерно так же, как и мы сейчас.

...
 

VicRus

Administrator
...

Исчезнувшие буквы алфавита

К особенностям и загадкам древненовгородского диалекта мы еще вернемся. А сейчас попробуем ответить на очень важный вопрос: что стояло за исчезнувшими буквами древнего алфавита? Какие звуки обозначали растворившиеся в прошлом символы кириллицы?
«Ять» — 33-я буква классической кириллицы. Он произносился как-то средне между звуком «и» и звуком «э», тяготея все-таки к звуку «и». По словам специалистов, эту древнюю фонему лучше всего отражает современное произношение слова «петь».
Со временем «ять» потеряла свое фонетическое значение. Впервые упразднить ее правописание предлагали писатели и поэты XVIII века. Однако окончательная отмена «ять» произошла только в 1917 году.
В современных северных русских диалектах, а также в украинском и белорусском говоре можно проследить следы исконного «ять». Например, в слове «мизинец» когда-то было два «ятя», но мы заменили их на «и», даже в литературном языке. Это все следы буквы «ять» и звука «ять».
Другая потерянная буква «еръ» произносилась глухо, неполно. Система славянских языков, в том числе языка древнерусского, была более вокалической, более гласной, певучей. А в XII–XIII веках произошло падение редуцированных и неполноценные звуки «ер» и «ерь» исчезли вовсе, а из письменности были удалены в 1917 году.
Падение редуцированных

Б. Кустодиев. Школа в Древней Руси


Б. Кустодиев. Школа в Древней Руси
Падение редуцированных произошло в результате комплекса причин, возникших в системе языка и в речевом потоке. До падения редуцированных гласные произносились одинаково и в ударной, и в безударной позиции. Ударение резко отличалось от современного: оно было музыкальным, то есть ударный гласный произносился с повышением тона голоса и с большей силой, долгота же звука оставалась прежней. К XII веку в результате углубленных отношений с Византией, с европейскими государствами, развития экономики произошло убыстрение темпа жизни и, соответственно, темпа речи. В убыстренном потоке речи гласные стали произноситься короче: гласные полного образования сокращались до редуцированных, а редуцированные в слабых позициях совсем исчезали: «дьверь» — «дверь», «съна» — «сна», «кънига» — «книга».
Доказано: падение редуцированных было последним, что претерпели все славянские языки. Дальше каждый из них пошел своим путем — с собственными уникальными изменениями. Но именно это — общее языковое прошлое — стало основой для еще одного метода исторической лингвистики.
Родственные языки — бесценный источник знаний о древнерусской речи. Ученые пристально изучают эволюцию одних и тех же слов, многие из которых когда-то звучали одинаково. А некоторые и до сих пор хранят в себе отзвуки древних фонем. Например, приблизительное звучание загадочной буквы «ер» сегодня можно реконструировать с помощью слова «сон».

Берестяные грамоты



Берестяные грамоты — поразительные свидетельства эпохи. Процарапанные на коре слова рассказывают нам об обычной жизни и делают это простым разговорным языком. Они позволяют нам прочесть письма от жены к мужу, от родителей к детям, от феодала к своему управляющему, ключнику, который управляет большим поместьем где-то очень далеко от Новгорода. Мы видим расписки ростовщические. Мы видим завещания, заговоры, дошли даже любовные письма.
В грамотах фиксируют очень много разных слов, которых мы не находим в обычных церковно-славянских памятниках. Например, слово «колбаса». Первый раз мы с ним встречаемся в берестяной грамоте XII века. Очень много бытовой лексики, потому что писали это без какого-либо цензора, учителя, стоявшего над ними. Просто посылали записочки.
Расшифровка писем на бересте — непростая лингвистическая задача. Как и официальные свитки того времени, грамоты написаны сплошным текстом, без разделения на слова. Но, самое главное, эти средневековые записки содержат оригинальные особенности. Очень долго их считали ошибками неграмотных людей. В конце ХХ века российский лингвист Андрей Зализняк доказал: так называемые берестяные описки — на самом деле отображение живой речи.
1000 с лишним берестяных грамот обогатили знания ученых о древних формах русского языка. Каждая новая находка по-прежнему вызывает настоящий ажиотаж среди историков-лингвистов. Процарапанные сотни лет назад буквы продолжают приносить новую информацию. И это не просто маленькие открытия фундаментальной науки.
Группа «Ведан-колод», руководствуясь комментариями и исследованиями ученых об историческом произношении слов, исполнила «Плач Ярославны» из «Слова о полку Игореве». Теперь и мы можем услышать, как плакала Ярославна много веков назад.



Другие публикации канала

Почему в термометрах используется ртуть?
Сбрасывается ли во время полета содержимое туалетов самолета?
Неправильные водопады
Похожие статьи на тему
история россии

Запрещенная книга Мавро Орбини: «Славянское царство»История Российского государства
Исторические источники других стран о Руси до РюрикаЗа ширмой событий
Гостомысл – «дедушка» династии Рюриковичей?История Российского государства

русский язык
фонетика
берестяные грамоты
предки
реконструкция речи
 

VicRus

Administrator

История Российского государства




Почему берестяные грамоты стали сенсацией

13 мая


С 1950-х годов в Новгороде археологи начали находить многочисленные старинные записи бытового характера – частные письма, долговые записки, исковые заявления и т.д. – нацарапанные на бересте, то есть на лоскутках берёзовой коры. Они открыли ранее практически незнакомый историкам мир повседневной жизни обитателей древней Руси.




Распространение берестяных грамот
Сначала даже были скептики, которые считали, что берестяные грамоты (так их прозвали) фальсифицированы археологами. Но под валом реальных находок, у многих из которых был установлен реальный возраст химическими методами, сомнения исчезли. Сейчас ясно, что бытовая письменность на бересте была широко распространённым на Руси явлением.



Больше всего берестяных грамот находят в Новгородской и Псковской земле. Это города Новгород, Старая Русса, Ладога, Псков, Изборск и т.д. Но не только. Есть находки берестяных грамот (правда, не столь обильные) и в Ростове Великом, и в Суздале, и в Москве, и на Украине. То есть письма на бересте писали во всей Руси. Лучшая их сохранность на севере, как считают археологи, связана с почвенными условиями.



Есть и ещё одна версия, объясняющая наибольшее распространение берестяных грамот именно в Новгородской и Псковской земле. Это – широкая грамотность населения древнерусских республик с их свободным политическим строем и далёкими экономическими связями.



Что нового мы узнали из них о древней Руси
Находки и исследования берестяных грамот разрушили несколько предрассудков, бытовавших в отношении древнерусской истории. Впрочем, традиция живуча, и вы увидите, что некоторые из ниже названных стереотипов продолжают встречаться в литературе, несмотря на берестяную письменность.




Первый предрассудок – массовая безграмотность населения древней Руси. Подавляющее большинство берестяных грамот написано простыми людьми – ремесленниками, мелкими торговцами, крестьянами. Среди авторов писем на бересте есть и женщины. Всё это доказывает, что население городов Северной Руси 11-15 веков было грамотным едва ли не поголовно. Таким образом, по уровню грамотности Северная Русь не только не уступала современной ей Западной Европе, а заметно её превосходила.



Второй предрассудок – угнетение женщины в древней Руси. Среди авторов берестяных грамот, как уже сказано, немало женщин, причём совсем незнатных. Уже сам факт, что они владели грамотой, свидетельствует о многом. Но и в их записях совсем нет ничего, свидетельствующего об их приниженном положении. Более того, некоторые авторки (как сейчас принято выражаться) демонстрируют знакомство с оборотами церковной литературы того времени, с образцами художественной речи. Женщина в Новгородской земле никоим образом не была рабыней и затворницей, каковой она стала в Московском государстве.



И третий предрассудок – суровое благочестие русичей. Находки берестяных грамот разрушили миф о якобы неславянском происхождении так называемой нецензурной лексики. Письма на бересте пересыпаны выражениями, которые сейчас считаются неприличными, но для жителей древнего Новгорода не представляли чего-то запретного, являлись вообще-то вполне обиходными.


Берестяная грамота, матерное слово видно на второй строчке снизу в левом углу.

Откуда в русском языке появился мат?Читать
история
история россии
история российского гоударства
археология
краеведение
 

VicRus

Administrator
Народы, превратив в уродов...


*

Исчезла Страсть моя – стихи
Писать, привычно на Свободе.
Иль я – наказан за Грехи,
Почувствовав себя в неволе?

Скорее – самоустранилась,
Так предписало Бытие?
В астральном небе растворилась
Предупредив, – ушла – к Беде!

– Оставь Политику в покое –
Она – в запрете для тебя!
Ты слишком много, априори
Взывал к Сознанию народа,
Осталась тень его – раба…

К тени не стоит обращаться
Насиловать свою же Страсть!
Чтобы потом не огорчаться, –
Тебя читает только власть…

– Твои поэмы и стихи
Весьма, как вижу, запоздали!
Рабы по рифме не признали
За тридцать пять, тебя, своим…

– Оставила тебя подумать.
Самим с собой, наедине,
Пофилософствовать. Стране –
Ты, как Поэт, совсем не нужен
Коль население заглушено,
Не только изнутри – извне.

Ему уж точно – не поможешь,
Против себя лишь власть настроишь,
На старость лет, т.е. – к беде…

Взгляни на паспорт свой, узри
Себя прописанным изгоем…
Ты, что не видел? Не молчи: –
Двадцать четвёртого кричи –
За Конституцию, с измором…
Процентов пять на Дзене том,
Не более пяти, – готово
Поставить плюсы за стихи,
Из очевидного подполья…

Голосовать пойдут, иль рот
Зашила власть рабам до смерти?
Греф то настаивал, на форуме…
А может – ослеплён народ,
Пойдёт на выборы, как крот,
Проголосует в полном кворуме?


– Так, не печалься, дорогой!
Ты Честь свою не опечалил,
Чему свидетельство – стихи!
На сайтах, форумах венчали,
Поэмы страстно прозвучали,
И, до сих пор звучат, внемли!

И, не твоя вина – «народа»,
Лет тридцать пять, как замолчал…
Ты – добросовестно вещал,
Предупреждая «власть народа»,
Из Граждан вылепит уродов,
Чем ты рифмованно стращал…
.
Но, Бродского так раскрутили
На Дзене – до сих пор трубят,
В жидовской прессе, юбиляра!
Так чествуют, не уж-то спьяну,
С трудом я сдерживаю мат…
Не стал Отечества Пророком,
Хотя все годы – жизнь-бедлам,
Озвучивал в стихах, – пороком
Меня Дзен избранно признал…
.
– И превратив рабов в уродов,
Поэта не отождествила
С собою власть, – чужого Рода,
Так констатировала Страсть –
Моя, ушедшая в «подполье»…
Коль заключила власть фривольно,
Всю чужеродность – отлучать
Русов Поэзию, бесспорно,
Я поняла, учись, и, гордо,
Я улетаю в Благодать!


Ты – Совесть РУСов – легитимен!
Книги издал! – Чего желать? –
Построил дом, Жена и дети,
Внуки и правнуки, соседи –
Правда – из быдла – «благодать»…
Скромно ушли, по отрешению,
На пенсион, япона-мать…

P.S.
Со Страсти Речью согласился,
Чрез мою Душу – слИла плачь…
Зная её – не удивился,
Компьютер выключил, смирился,
По-старчески пошёл я спать…
.
С утра:
.
P.P.S.
С этой минуты прекращаю
Писать стихи, всех призывать,
Объединиться осознаньем,
Трагедии Руси, Призванием
Империю блюсти на Ять…
.
Уроды, «принявшие казнь»,
На Красной площади – Параде,
Двадцать четвёртого, во смраде,
Жидовской власти – пала Страсть,
Моя – к стихам, коль вся громада
Её защитников – спилась,
И, закуси, кошерной, ради…
.
Я зафиксировал бездарность
В глазах народа моего,
Которого нагнула «праздность»
Синедриона так легко…
Непонимающая странность,
Сразила Дух, немудрено…

*

17.06.20,
г. Москва, на береге реченьки «Десна»,
VicRus (экспромт, без редакции)
.
 
Последнее редактирование:

VicRus

Administrator
P.P.P.S. – Заключение.

==================

18.06.20

*

Как я глубоко ошибался, возлагая НАДЕЖДУ

на вашу генетическую Память и Патриотизм, Русы!

Если кто не согласен с моим нигилизмом,

напишите или просто поддержите последний мой P.P.S.

*

Семь лет прошло! Последний стих

Как прозвучал в порыве гнева!

Все эти годы я терпел –

Дойдут стихи мои до сел,

Которые уже исчезли?

Я поздно понял, не успел, –

Вышел крестьянин вон – сгорел

Менталитет его Борейный!

А в городах звучит «нетленный»

Язык – весьма аборигенный,

Как будто русский Яз сомлел,

Как, шинкарями напоенный…

Нас убеждают, между тем, –

Что виновато – ваше племя,

Своих не защитило стен…

На самом деле власти гнев

Как Патриот, я, – наблюдаю…

Из всех ветвей РА-Русов Древа

Вину Великой – выделяю…

Пятидесятым – точно стал

В бывшем ряду аборигенов?

В ряду статистики проблем,

Голов по счёту – сотым гнева,

Статус РА-Рус – апологета

В Руси-Русии потерял

До Дня Великого – Победы…

Каким, по счёту, через пять,

Если тенденцию продолжит,

Покажет, по ранжиру, власть?

Клеймом двухсотым сына свяжет,

Четырёхсотым – внучку, – скажут –

Рабыня, коль – белым-бела!

Всё начинается с клейма –

Реестра Русов, всех обяжут…



А это, скажем так, – КОНЕЦ

Нашей Руси Золотоглавой?

Ислам сорвёт с неё кресты,

Отечество тем обезглавит?

.

Так думайте, в конце-концов, –

До Дня Победы на Параде,

И, далее – в голосовании

Вписать как Русов – большинство

Суперэтнического звания

Народа, ну и меньшинство

Которое несёт нам Горе!

Всех полу-белых – под крыло

В Руси-Русии – Свод Законов, –

.

Иль подчиним мы меньшинство,

Иль нас ОНО назначит сбродом…

*

18.06.20

Заключение – экспромт, без редакции!

г. Москва, VicRus
 

Сверху