Русский дух и культура

Mokejev

New Member
Дух народа - сочетание склада чувств и разума. Есть германский дух, есть англосаксонский, китайский, русский ..., но нет славянского. Есть только славянская душа - склад чувств. "Блажен, кто сидя за столом извечной глупости славянской смеется русским языком" . А.С. Пушкин.
Русский дух едва теплится, Россия идет к гибели. См www. avtoferelrheo.narod.ru/russpirit Русский дух всегда основывался на чувстве и сущности справедливости. До крещения Руси русский человек не мог быть рабом. Крещение - идеологическое оправдание порабощения русских.
Славянская письменность - настоящая кириллица - привела к безграмотности русских. Остались грамотными одни монахи. Крещение пытается отождествить русских и православных. Но русские - не совсем даже славяне. Мы - потомки этрусков, пришедших под давлением римлян на нынешнюю Русскую землю из северной Иалии через померанию в Ладогу. Мы не потомки викингов или норманов (северных франков). Мы потомки этрусков, смешавшихся со славянами. Рюрик когда-то собрал всю русь на острове Русском - ныне Рюген в вустье Одера и с нею пришел к Гостомыслу, будучи его зятем.
 

VicRus

Administrator
Irina Shabaykina
11 февраля в 9:35 · Город Будапешт, Венгрия
Уже никто,наверное,не сможет вспомнить,когда в обиход вошла крылатая фраза -"Картина Репина"Приплыли",тем самым,спутав все факты в истории.
На самом деле картина,которую все имеют в виду,написана вовсе не Репиным,да и называется иначе-"Монахи.Не туда заехали " (1870г).А написал её современник Репина,воронежский художник и педагог - Лев Соловьев (1837-1919г),который также много занимался иконописью.
Сюжет в ней забавный-оцените сами!-ситуация неловкая,в которой любой из нас может оказаться...
Речка на околице,плохая видимость,туманная погода,женщины купаются в реке...На лодке-оторопевшие монахи,которых принесло к купальщицам коварное течение...Отсюда и популярность этой фразы:"Приплыли "...
В советское время этот холст оказался в музее города Сумы ,где экспонировался рядом с работой Ильи Репина "Не ждали".Данное соседство и породило путаницу в "массовом сознании".Отсюда и всем известное выражение,намекающее на некий конфуз "Картина Репина "Приплыли"!

 

VicRus

Administrator
Какую роль сыграл Владимир Маяковский в изгнании из СССР Федора Шаляпина







2 июня 1927 года в газете "Комсомольская правда" было опубликовано стихотворение Владимира Маяковского, положившее начало травле великого оперного певца Федора Шаляпина. Пролетарский поэт осудил артиста за то, что Шаляпин дал денег детям русских эмигрантов, встретив их в русской церкви в центре Парижа. «Глашатай революции» немедленно придал доброму поступку политический оттенок. Он потребовал сорвать с "барина белого" "красный венок".


Правильная ревность
На самом деле Шаляпин стал для поэта разменной монетой для сведения счетов с русской эмиграцией. Бывшие соотечественники презирали Маяковского. По их мнению, свой талант бывший футурист направил на воспевание чекистов и их черных дел. В популярной эмигрантской газете "Последние новости" о Маяковском говорили, что в своих методах он уподобился мяснику и прокладывает себе путь «от прохвоста к сверхчеловеку».

Эмигрантскую прессу читала и возлюбленная Маяковского парижанка Татьяна Яковлева, среди поклонников которой когда-то числился Федор Шаляпин. Поэтому для политического самоутверждения самолюбивого поэта лучшей мишени, чем мировая знаменитость, было не найти.

Кто же оказался более для "матери-истории ценен" - золотой бас или глашатай революции?

Баловень судьбы
В начале XX века оперный певец Федор Шаляпин был одним из самых популярных людей в мире. Он оказал огромное влияние на мировое оперное искусство. В солиста Большого театра и американского «Метрополитен-опера», солиста и худрука петербургской Мариинки, красавца и скандалиста, олицетворяющего русского мужика, выбившегося в люди, были влюблены первые красавицы континентов. Он занимался также живописью, графикой и скульптурой и снимался в кино.



Его фанатично любили все - от голливудских звезд и министров до ямщиков и сапожников. Доходило до того, что легендарный артист не мог спокойно пообедать в ресторане, потому что вокруг собиралась публика и смотрела, как он ест.





Шаляпин был щедро осыпан наградами и при царе, и при большевиках: у него была Золотая звезда от Бухарского эмирата, золотой крест Прусского орла, и, наконец, французский орден Почетного легиона. Великий актер и певец имел персональное звание солиста Его Величества трех стран: России, Италии, Англии, а в советское время первым получил звание народного артиста Республики.



Сын крестьянина из Суконной слободки любил шикарную жизнь и не скрывал этого. На родине он не мог много зарабатывать, чтобы обеспечивать две свои многодетные семьи, поэтому после окончания Гражданской войны подал прошение на выезд за рубеж.

Справка: Шаляпин был дважды женат. В первом браке с итальянской балериной Иолой Торнаги родилось шестеро детей. Будучи женатым, Федор Иванович стал жить с матерью двоих детей Марией Петцольд. У них родилось еще три дочери. Всех своих детей Шаляпин постепенно перевез в Париж, кроме старшей дочери и бывшей супруги, которую советские чиновники отпустили на родину уже в глубокой старости.



В мае 1921 года председатель правительства РСФСР В.И. Ленин и нарком просвещения А.В. Луначарский разрешили певцу гастролировать - с условием, что 50% гонораров будут перечисляться государству.



На океанском лайнере «Адриатик» он отправился в Америку в компании писателя-фантаста Г. Уэллса и композитора Р. Штрауса. В пути Шаляпин заработал три тысячи долларов (по нынешнему курсу 45 тысяч), давая концерты и продавая на ходу сделанные рисунки.

Успех в Америке был феноменальным: певца торжественно встречали хоровым исполнением "Дубинушки" и вручали символические ключи от городов. В первый же год он заработал 100 тыс. долларов (по современному курсу - 1,4 млн).



В 1922 году певец приехал в СССР и был так поражен пропастью между жизнями советских и американских граждан, что вскоре снова уехал, и как оказалось - навсегда.

Через три года Шаляпин исполнил главную мечту своей жизни - купил в Париже пятиэтажный дом, стал рантье и окончательно перебрался во Францию, в том числе из-за "сухого закона" в США. Весной 1927 года Шаляпин договаривался об освящении нового дома и был поражен количеством русских детей и инвалидов, просивших милостыню во дворе парижского собора Александра Невского. Певец тут же выписал чек на пять тысяч франков в фонд помощи нуждающимся, за что ему выразили благодарность в русскоязычной газете.

Коммунистическая пресса назвала добрый порыв души великого певца пособничеством монархистам. А Маяковский в интервью варшавской газете «Польске вольности» от 22 мая 1927 года процитировал презрительное посвящение Шаляпину на тему заработков артиста и "советских рубликов", а через 10 дней заклеймил его на страницах "Комсомольской правды".

Факт: Кроме революционного глашатая Маяковского, с особым чувством Шаляпина публично осуждали журналист и поэт М. Кольцов и один из создателей Московского Художественного театра режиссер В. Немирович-Данченко.

Шаляпин вошел в пятерку русских, увековеченных на Аллее славы в Голливуде. Фильм с его участием «Дон Кихот» посмотрели все кинозвезды фабрики грез. После концертов гримерку Шаляпина штурмовали Мэри Пикфорд, Грета Гарбо, Дуглас Фэрбенкс, Джон Берримор и другие.


...
 

VicRus

Administrator
...

Служитель и прислуга
Иосиф Сталин канонизировал Владимира Маяковского в тот день, когда назвал его самым талантливым поэтом советской эпохи. Маяковский с восторгом встретил Февральскую и Октябрьскую революции. В числе других футуристов-реформаторов декларировал отказ от традиционной культуры и проповедовал антиэстетизм в начале ХХ века.



В своей дореволюционной поэзии молодой бунтарь рассуждал о конфликте поэта и толпы, о враждебном мире накопительства и мечтал переделать мир. Но к 1920-м годам его откровения почти перестали печатать. Зато после хвалебного отзыва Ленина на стихотворение «Прозаседавшиеся» у него начался новый период творчества. Маяковский решительно поставил свой талант на службу власти, и его поэзия постоянно была пронизана пафосом героических советских будней. В награду за это ему позволили отправиться в долгое заграничное путешествие, а по возвращении - печататься обширными тиражами.



Со временем стало понятно, что партия и пролетариат требует прислуживаться, а не служить. Маяковский признавался, что вынужден писать, «наступая на горло собственной песне». В конце 20-х годов популярный поэт стал проявлять непокорность. Во время начавшихся репрессий украинских писателей стал призывать сограждан учить «мелодичный» украинский. После чего на него посыпались нападки и критика со всех сторон. Провалилась его выставка, последовал разгром пьесы "Клоп" и спектакля "Баня". Критики стали называть его "попутчиком", а не "пролетарским писателем". В это же самое время «голос революции» оказался зажат в тиски и любовного многоугольника.

Справка: Маяковский пользовался популярностью у женщин, но не состоял ни в одном зарегистрированном браке. Однако в 1921 году у него родился сын, ставший известным скульптором, Глеб-Никита Лавинский. После путешествия по Америке в 1926 году на свет появилась дочь Патрисия Томпсон, умершая в прошлом году.

Самой большой любовью в жизни поэта и его музой была Лиля Брик. С ней и ее мужем Осипом Бриком, он прожил несколько лет в одной квартире в необычном для большевистской системы "тройственном союзе".





Дважды похороненные
Осужденный и осмеянный советской властью Федор Шаляпин умер в зените мировой славы от лейкемии в 1938 году. Во исполнение воли певца в 70-х годах прошлого века дважды предпринимались попытки перезахоронения его праха на родине, но сначала не было получено разрешения от самой младшей дочери Шаляпина Дарсии. В итоге в октябре 1984 году, что характерно, при «развитом социализме», останки были перевезены со старинного парижского кладбища Батиньоль и торжественно перезахоронены на Новодевичьем в Москве.



Вход на «вторые» похороны золотого баса был по пропускам, кладбище оцепили милицией. На митинге выступали дети певца, генеральный директор Большого театра С. Лушин и солисты театра, секретарь Союза композиторов Т. Хренников, много известных деятелей культуры, в том числе народные артисты М. Ульянов, Г. Жженов и другие.

Что касается революционного глашатая, то 14 апреля 1930 года он застрелился, оставив подробную предсмертную записку.

Железный "гроб футуриста" Маяковскому сделал авангардист Антон Лавинский, муж художницы, родившей от Маяковского его единственного сына. У гроба стоял единственный венок из болтов, винтов и молотов с надписью «Железному поэту – железный венок».

У поэта изъяли содержимое черепа для изучения в Институте мозга, а затем кремировали под «Интернационал» в первом московском крематории у Донского монастыря и там же захоронили.

Спустя некоторое время друг поэта, театральный режиссер В. Мейерхольд, решил построить для своего театра здание и по проекту вмуровать в угловую башню урну с прахом товарища, но этой идее не суждено было сбыться.

К 10-й годовщине со дня смерти Лиля Брик предложила Союзу писателей походатайствовать о перезахоронении поэта на Красной площади. Несмотря на помпезные мероприятия с переименованием Триумфальной площади и установкой памятника Маяковскому, перезахоронение так и не состоялось. В 1945 году умер Осип Брик, и его, как заведующего литературным отделом московской редакции «Окна ТАСС», похоронили на тогда уже престижном Новодевичьем кладбище. Вдова двух мужей решила просить Сталина о переносе урны с прахом Маяковского тоже на Новодевичье, чтобы не метаться между двумя могилами. Но никакой реакции на письмо не последовало.

В итоге благодаря хлопотам старшей сестры поэта Людмиле вопрос был решен, и 22 мая 1952 года состоялась траурная церемония перезахоронении главного поэта революции. В ней приняли участие пять человек.






Источник →

Ключевые слова: culture
Опубликовано 02.06.2017 в 21:06
 

VicRus

Administrator
М.Е. Салтыков-Щедрин — Н. А. Некрасову

18 апреля 1869. Петербург

Нельзя не позавидовать Вам, многоуважаемый Николай Алексеевич, что Вы, по крайней мере, находитесь хоть временно вне литературных наших помой. Не хотелось бы даже писать Вам об них, чтобы не испортить Ваше расположение духа; но пишу единственно потому, что нужно же Вам знать, что тут делается.

На этот раз Вы уже в стороне; на сцену выступаю я. На днях я получил, в форме письма, ультиматум от г. Антоновича, в котором он требует ответа, мне ли принадлежит рецензия, напечатанная в № 4 «Отеч<ественных> записок». Мерзостей, угроз и припоминаний, которыми наполнено это гнусное письмо, я не берусь передавать Вам; письмо это сохранится мною как монумент и доказательство, до каких пределов может доходить литературное бешенство; я Вам покажу этот любопытный документ при свидании. Ультиматум дает мне сроку неделю, чтобы ретрактироваться, а затем — дескать, пойдут обличения. Обличения эти обещаются поставить на точку измены и т. д. Я, разумеется, ничего не отвечал и отвечать не буду (т. е. на письмо), а буду ждать обличений, которые, вероятно, появятся в приложении к «Космосу». Посмотрим, что будет; а между тем, сознаюсь откровенно, я очень сильно чувствую Ваше отсутствие из Петербурга, хотя и прошу Вас не принимать это с моей стороны за просьбу или настояние возвратиться сюда. Я опасаюсь, чтобы обличения не произвели какого-нибудь недоумения в редакции «Отечественных записок». Я показывал, впрочем, письмо Елисееву и Унков<скому>, и они сказали, что это гнусные пустяки, о которых не стоит говорить. Я объяснялся с Елис<еевым> довольно подробно, и он не изменил своего мнения. Для меня ясно, что все, что ни напишет этот негодяй, будет клевета и притом сознательная, но, во всяком случае, это так отвратительно, что просто бежал бы из этого нужника, называемого (ошибочно) русской литературой. Напишите, во всяком случае, что Вы думаете.

Напишите также, когда выйдет в Париже 2-й том романа Виктора Гюго, чтобы нам как-нибудь не нажить процесса. Майская книжка у нас, вероятно, будет к 10 мая готова. Набрано уже листов до 14 или более, но белых листов доставлено мне только три.

Кланяйтесь А<лександру> Н<иколаевичу> и всем Вашим.

М. Салтыков
 

VicRus

Administrator

Интересно о Москве



Как князь Голицын проиграл жену в карты?
Бывало, что в дореволюционной России люди проигрывали в карты целое состояние вместе с живыми душами – своими крепостными. Но чтобы поставить на кон свою жену? Это было делом неслыханным!
Сие невероятное событие произошло в Москве, а его героями стали представители высшего общества: князь Александр Николаевич Голицын, его супруга Мария Григорьевна Вяземская-Голицына и граф Лев Кириллович Разумовский.
В высшем обществе князь Голицын характеризовался как великий самодур и транжира. Получив в наследство огромную сумму денег и порядка 24000 крепостных, он в скором времени все это прокутил и в последние годы жизни проживал лишь благодаря денежному довольствию от своих племянников.


Князь Александр Николаевич Голицын
Писали, что в лучшие годы он поил шампанским своих извозчиков, причем, каждодневно, разжигал трубки гостей-курильщиков крупными купюрами и кидал горстями золотые монеты из окна, чтобы побольше народу толпилось у его парадной.
В 1789 году Александр Николаевич взял в жены Машеньку Вяземскую, которую за ее красоту называли в обществе не иначе, как Юнона.


Мария Григорьевна Вяземская-Голицына-Разумовская
Семейная жизнь практически сразу не заладилась. Голицын частенько распускал руки, по нескольку дней мог не появляться дома из-за своих бесчисленных загулов. В то же время, не скупился на наряды для молодой жены и всегда старался вывезти ее на великосветские балы. И только затем, чтобы похвастаться ее великолепием, грацией и умом!
Мария Голицына пыталась даже жаловаться на распутность и транжирство супруга Александру I, но действа это не возымело.
Не удивительно, что, в конечном итоге, молодая девушка влюбилась в красавца Льва Кирилловича Разумовского. Причем, чувства были взаимными!


Граф Лев Кириллович Разумовский




Граф был весьма передовым человеком для своего времени. Увлекался наукой и искусством, много читал. Не был он и снобом. Считался гостеприимным и радушным хозяином и частенько устраивал у себя в доме балы и праздники.
Отношения между Марией и Львом Кирилловичем развивались и достигли пика, когда они уже не представляли дальнейшей жизни друг без друга. Назревал огромнейший скандал в обществе!
Заметим, что разводов в ту пору не давали, а потому Разумовский уже собирался вызвать Голицына на дуэль. Но тут пришла мысль!
Зная об азартности князя в карточных играх, Лев Кириллович предлагает ему игру с огромнейшей ставкой. Голицын соглашается и … «в пух» проигрывает всё оставшееся у него состояние. Тут-то Разумовский и предложил ему поставить на кон супругу. Недолго думая, князь соглашается … и вновь проигрывает.


За карточной игройХеппи-энд истории
Весь свой выигрыш Разумовский оставил Голицыну, забрав только его жену. Машенька Голицына переехал жить к графу, но была весьма оскорблена в чувствах: её – представительницу княжеского сословия – проиграли в карты, как какую-то крепостную крестьянку!
Разрешение на развод от церкви было таки получено. Духовенство посчитало кощунством со стороны князя такое поругание супружеских уз, как ставка в картах. Но общество Марию Григорьевну так и не хотело принимать, а потому вход для нее в дома аристократов был закрыт!
Всё разрешилось благодаря императору Александру I.
Однажды он неожиданно появился на празднике в особняке Кочубеев, где по счастливой случайности оказалась и Вяземская. Самодержец подошел к ней и пригласил на танец. Таким образом он признал новоявленную графиню Разумовскую и теперь двери всех домов были для нее открыты!


Понравилось?
 

Сверху