Ересь жидовствующих...

VicRus

Administrator

Исторические напёрстки




«Ересь жидовствующих»: история тёмных времен Руси…​


30 июня





scale_1200


Начнём с популярной версии событий. Как историческое событие преподнесено … ну скажем так, маститыми историками. С Карамзина и Татищева начиная. Где каждое второе слово попахивает откровенным недобросовестным… враньем. Цикл статей короткий, но на рыбьи кости всё успеем разобрать.
Господин Великий Новгород, совсем немного месяцев осталось до его бесславного падения под натиском Московии Ивана III-го. Осенью 1470 года в свите приехавшего из Литвы киевского князя Михаила Олельковича заметили одного «книжника». Иудея Схарию (Захарья Евреин, Захарья — Скарья Жидовин). Внимание привлёк разносторонностью своих знаний, умом и кротким нравом. Астроном, астролог, математик, врач, судя по всему — выпускник одного из европских университетов. Поскольку хорошо разбирался в тонкостях богословия.
Схария, несмотря на очевидную национальность, не был ортодоксальным иудеем. Многие исследователи сходятся во мнении: принадлежал к секте кераимов. Тайной, раскинувшей свои сети по всем странам и государствам Евразии. Схария был приверженцем каббалы, мистического течения в иудаизме. Эти товарищи говорили о себе: им ведомы все тайны природы, они могут объяснять сновидения, угадывать будущее, повелевать духами. Короче, по словам идейных оппонентов:
«был изучен всякому злодейства изобретению, чародейству и чернокнижию, звездозаконению и колдовству».
В Новгороде Схария знакомится со священником Денисом, дом которого был местом собраний новгородской «интеллигенции». Местные книгочеи, чаще в духовных званиях, верховодили тут, просвещая местную аристократию и знать всякими политическими новостями, богословскими диспутами, любили послушать купцов ганзейских. Ученость Схарии вызвала фурор, он многое пытался объяснить с естественнонаучной точки зрения. А Новгород бурлил тогда, близился конец Республики, шло стремительное крушение привычного жизненного уклада, царил откровенный хаос.


(Иллюстрация из открытых источников)


(Иллюстрация из открытых источников)

Спрут.​

Ситуацию нехорошо подогревало одно грядущее событие. Христианский мир в то время трясло от ужаса, дискутировался… конец света. Господствовало мнение: история мира, сотворённого за семь дней, уложится ровно в 7000 лет по слову Псалма: «тысяча лет яко день един». Так получалось, что в 1492 году от Рождества Христова будет Страшный суд. Это не шутка. Уверенность в неизбежности скорой гибели мира была настолько осязаемой, что Отцы Церкви довели расчёты празднования Пасхи только до этого года, про остальное сообщив:
«Здесь страх, здесь скорбь, сие лето на конце явися, а на нем же чаем и всемирное Твое пришествие…».
Ухмыльнувшись, ученый астроном Схария изящно и легко опровергал расчёты древних книжников, доказывая самым упертым ортодоксам — последние дни семи тысяч лет «от сотворения мира» наступят ещё не скоро. Быстро очаровав своим красноречием напуганных новгородцев, «книжник» стал сеять смуту, раз за разом опровергая православные догматы.
Божественная природа Христа — это чушь, учение о Святой Троице — бред, монашеское служение и почитание икон — ересь. Карамзин говорит, что сила убеждения была такова, что священники Денис и Алексей приняли идеи иудаизма, были готовы совершить обряд обрезания. Но Схария отговорил, предложив нести свою новую веру тайно, внешне оставаясь православными священниками.


(Иллюстрация из открытых источников)


(Иллюстрация из открытых источников)
Март 1471 года. Новгород сломлен, остались дни до потери им независимости. Схария вместе с Михаилом Олельковичем покидают город. Денис и Алексей расширяют организацию, привлекают в секту новых сторонников. Из самых разных социальных слоев. От сына городского посадника — до простых, но уважаемых мирян. Само собой, особым вниманием пользуются священники и лица духовных званий. Начинает обработка с амвонов простого люда, еретические мотивы часто звучат в проповедях.
В 1480 году Великий князь Иван III прибывает лично в Новгород. Громить остатки оппозиции. Первым попал под удар местный архиепископ, последний оплот крамолы:
«Тое же зимы, генваря в 19, поимал князь великий в Новегороде архиепископа новогородского Феофила по коромоле и посла его на Москву, а казну его взя, множество злата и сребра и сосудов его, не хотяше бо той владыка, чтобы Новгород был за великим князем, но за королем или за иным государем; …того же месяца 24, и посадили его в монастыре у Михайлова Чюда; и седел туто полсема лета, ту и преставися».
Прослышав про небывалую популярность простых священников Дениса и Алексея, Иван III ведет с ними долгие беседы. Вскоре оба назначены протоиереями двух главных московских соборов — Успенского и Архангельского. Зять Алексея, Иван Максимов, становится личным духовником невестки Великого князя, Елены Волошанки. Стремительный карьерный взлёт вроде безвестных священников из мятежного Новгорода выглядит … более чем странно для всей Руси.


(Иллюстрация из открытых источников)


(Иллюстрация из открытых источников)

...
 

VicRus

Administrator
...

Без «толкачей» дело не обошлось. Скорее всего, назначения скрытых еретиков прошло по линии фаворита Ивана III-го, думного дьяка Посольского приказа (министр иностранных дел по-нашему) Федора Курицына. Личность интересная и неординарная. Муж больших дарований, свободно владевший пятью языками, державший в руках многие нити государства. Опытный царедворец и светский человек, он окружал себя «свободомыслящими» соратниками. Кривясь на ортодоксов-попов.

В начале 1480-х годов Курицын совершает продолжительный дипломатический тур по европским странам. В перерывах переговоров изучает науку и культуру Раннего Возрождения, заводит дружбу и переписку со многими учёными и придворными астрологами. Знает прекрасно о модном веянии среди «посвященных» — учении каббалы. В Венгрии знакомится с известным астрологом и каббалистом Мартином, уговаривает того перебраться в Москву.

Поговаривают в исторических кругах Православия — дьяк Курицын вступил в тайное международное сообщество каббалистов. Состоявшее из университетских профессоров и астрологов при европейских дворах. Они якобы вели тайную переписку друг с другом, обмениваясь секретной информацией государей своих. Может быть, многие видели сочинения Курицына, зашифрованные каббалистическими шифрами.

После возвращения Курицына в Москву секта еретиков стремительно растёт, словно получает небывалый по силе импульс. Туда вовлекается брат Федора Курицына — Волк, «угрянин» Мартын, дьяки великого князя Истома и Сверчок, купец Семен Кленов, книжный переписчик Ивашка Черный. Примкнула к секте невестка Великого князя — Елена Волошанка.



(Иллюстрация из открытых источников)


(Иллюстрация из открытых источников)
Самое противоречивое, но вполне вероятное… сам Великий князь Иван Васильевич прекрасно осведомлен о ереси (признавался якобы впоследствии). Относился к ней равнодушно, даже благосклонно временами. Видя отношение государя к «вольнодумцам», в их круг потянулись многочисленные придворные. Постепенно еретические доктрины захватили умы многих знатных особ столицы.

Буревестники крамолы…​

Рассуждать об ереси «жидовствующих» трудно, пользуясь кипящими ненавистью источниками русской Церкви. Поскольку в полный рост пресловутый «еврейский вопрос», сотни раз перетёртый и уводящий в мракобесие, антисемитизм самых крайних форм. В любые времена он плодил вокруг множество фантастических слухов, тайн, загадок. Но стоит признать, какими-то скрытыми механизмами, ересь «жидовствующих» стала безумно популярна в Москве и Новгороде. Вплоть до принятия искореженного иудаизма членами великокняжеской фамилии (что полная брехня, позже разберем).

XIV век. Эпоха пробуждения «свободной» религиозной мысли в Европе. Повсеместно Европа начинает плодить секты, отвергающие религиозные обряды и христианский догматизм. Опрокидываются в заочных диспутах раз за разом ортодоксальные церковные решения, плодятся теории «сатанинского промысла», подмявшего под себя институты христианства. Появляются адепты «возвращения к Первоисточнику — Библии».

Крайние формы протеста воплощены в секте «болгарских жидовствующих», богомилов. Они наиболее яростно начинают атаковать ортодоксальные Православные Скрепы. Сразу получают проклятия и обвинения в еретическом учении, в следовании традициям тайных иудейских сект. В заговоре вселенском и попытках насадить иудейство. Очень сомнительно, но пусть будет…



(Иллюстрация из открытых источников)


(Иллюстрация из открытых источников)
«Болгарские жидовствующие» отвергали церковную власть, причастие, иконы и священников. Вообще все внешние проявления христианского культа. Категорически отрицали церковную иерархию, посты, праздники, храмы, иконопочитание, все священные предметы, службы и обряды. Не были согласны с догматом Пресвятой Троицы, божественности Христа, его воскресения из мёртвых.

Как первые еретики начальных веков, настаивали: Иисус не Бог, а простой человек. Смеялись над идеей Второго пришествия Христа, Страшного суда. Не нужно видеть в них каких-то сумасшедших атеистов. Любой теолог вам скажет — это продукт времени, интеллектуальная и очень образованная фронда. Опиравшаяся на доктрины западноевропейского рационализма и религиозного реформизма. Уже тогда появляются первые ростки протестантизма и социнианства. Которые берут под научно-богословское сомнение троичность Бога, вылавливают многочисленные «хитрости» господствующих Церквей.

Свою веру «жидовствующие» держали в строгой тайне, письменных оригинальных текстов и свидетельств вероучения своего не оставили. По приговору церковного Собора они были объявлены еретиками. Что тут же отразилось на еврейских общинах Болгарии. Их просто задушили погромами и притеснениями. Ересь выжила, тонкими ручейками ушла в Литву, потом проникла в Новгород, Ростов и Псков, обосновалась в Москове. По выражению борца с «жидовствующими» Иосифа Волоцкого:

«Благочестивая земля Русская не видала подобного соблазна от века Ольгина и Владимирова».


(Иллюстрация из открытых источников)


(Иллюстрация из открытых источников)

Степень угрозы.

Во-первых, настораживает быстрый успех «жидовствующих», лёгкость овладения ими командными высотами. Вполне можно объяснить. Это был взаимный интерес. Православие периодически сбивалось в откровенные подлоги Священного Писания, постоянно плодило новые абсурдные запреты. Но появлялось всё больше образованных людей, которые имели желание… узнать Первоисточник. Поэтому стали появляться переводы еврейских религиозных текстов. Явно проступали противоречия с канонической русской литературой.

К тому же внешние признаки «жидовствующей ереси» были благочинны. Например, новгородские еретики пользовались уважением простого народа своим демонстративным пристойным поведением, аскетической скромностью в быту, казались смиренными постниками и ревнителями «чистой веры». На контрасте с церковными иерархами, уже тогда явно тяготевшими к соисканию всех материальных благ, — внимание низших слоев общества к ним было повышенным, почтительным.

Тем более Страшный Суд откладывался, как еретики намекали. А когда прошёл 1492 год назначенный Концом Света, и все проснулись в добром здравии… ого, тут просто прорвало плотину. Официальная церковь со своими «знамениями» села в глубокую лужу. «Жидовствующие» торжествовали.

Интерес был у верхов Московского Великого Княжества. Никто не отменял борьбу за влияние и власть. С помощью сплоченной организации это всегда достигается легче, чем посредством интриг и заслуг одной-двух семей. Согласно поздним данным (весьма противоречивых), секта к концу XV века насчитывала почти полторы тысячи, многие простолюдинами беззаботными не были. Принимали важные решения в духовной и светской среде. Иван III, без всякого сомнения, временно «склонил слух» к некоторым адептам секты. Еврейская энциклопедия прямо пишет, что Великий князь:

«не выступал против ереси из политических соображений. С помощью Схарии он надеялся усилить свое влияние в Литве».


(Иллюстрация из открытых источников)


(Иллюстрация из открытых источников)
В это можно верить, ситуация была патовая. Большая Орда Ахмата, враждебная Литва и Польша, мятежная семейка и готовый взорваться изменой Новгород… Единственным надёжным союзником Москвы тогда был… только Крым с его Гиреями. Вторыми по значимости в Степи наследниками Золотой Орды. Курицын не зря провёл там немало времени в завершении своего европского дипломатического турне.

Явно выстроил прекрасные отношения со спонсорами здешних ханов — влиятельными крымскими евреями. Они свою часть договора (если он был) выполнили, связав литовцам и полякам руки набегами. Разгромили Большую Орду. Дали отличную передышку Московии в её бандитских тёмных делах «собирания земель». А что взамен хотели? Торговлишку беспошлинную? Или чего-то большего?

Невестка царя Ивана III Елена была на стороне еретиков, это тоже не сбрасываем со счетов. Её поддерживали очень могущественные сановники, смогли продавить династически важное решение. Иван III торжественно провозгласил Дмитрия (сына Елены) наследником великокняжеского престола. А вот тут «напёрсток» только можно наполнить крэпэньким … размышлением. Кто знает, если бы Дмитрий стал Великим Князем … с «жидовствующей» сплочённой организацией за спиной — что могло случиться-то?

...
 

VicRus

Administrator
...

Не скажу на счёт государства, но Православие могло получить несколько чувствительных ударов — как бог свят. Но вмешался случай, как обычно в наших землях приключается… Еретики якобы потеряли берега.



(Иллюстрация из открытых источников)


(Иллюстрация из открытых источников)

Заговор раскрыт.

Впервые громко и открыто против «жидовствующих» выступил в 1487 году новгородский архиепископ Геннадий (Гонзов). Ему донесли: некие еретики совершили надругательство над иконами:

«бросали иконы в нечистые места, некоторые святые лики кусали они зубами, как бешеные псы, некоторые разбивали».
Всех паскудников выловили, группа святотатцев была «бита кнутом», ересь выявлена. Привела в ужас архиепископа. Но высокопоставленные покровители еретиков спустили дело на тормозах, не допустили полного её осуждения. Геннадий самолично занялся корчеванием заразы, сплюнув в сторону Москвы. У арестованных нашли тетради, по которым они «молились по-жидовски». Скорее всего речь идет о пресловутой «Псалтыри Федора Жидовина», переводе еврейского молитвенника на иврите.

Часть «жидовствующих» бежала в Москву, заручившись поддержкой Ивана III. Геннадий прислал в столицу доказательства их ереси, развил бурную деятельность в кругу архиепископов. По его инициативе в 1490 году состоялся специальный церковный Собор. Новым митрополитом Руси уже год был архимандрит Зосима, его позиции были ещё не очень крепки…

Новгородский архиепископ Геннадий просто неистовствовал. Требовал от митрополита предать «ересь жидовствующих» проклятию, зачистить Веру по лекалам испанской инквизиции. Призывал поступить с еретиками, подобно «гишпанскому» (испанскому) королю, очистившему «веру и землю свою» огнём. Но митрополит Зосима, якобы был сторонником ереси (впоследствии незаслуженно получив прозвище «второго Иуды»).



(Иллюстрация из открытых источников)


(Иллюстрация из открытых источников)
В октябре 1490 года неуёмный Геннадий добился своего. По всей Руси распространил собственное анти-еретическое Послание (копию отослав митрополиту позже). Поставив Москву в крайне неудобное положение. Не менее яростно обрушился с письмами к Ростовскому, Суздальскому, Тверскому и Пермскому архиереям. Между строк намекая: а не еретик ли ты, друг ситный? Почему против проведения безотлагательного созыва Собора?

На соборе 1490 года «ересь жидовствующих» подверглась осуждению, а её сторонники были названы:

«сущими прелестниками и отступниками веры Христовой. Сии отступники злословят Христа и Богоматерь, плюют на кресты, называют иконы болванами, грызут оныя зубами, повергают в места нечистые, не верят ни Царству Небесному, ни воскресению мертвых и, безмолвствуя при усердных христианах, дерзостно развращают слабых».


(Иллюстрация из открытых источников)


(Иллюстрация из открытых источников)

Разгром.

Нежданная беда для «жидовствующих» приключилась в самом их «гнезде», в великокняжеских палатах Московского Кремля. Династические неурядицы раскололи двор и семейство Ивана III-го. Всё ещё началось после внезапной смерти наследника престола Ивана Молодого, сына от первого брака с Марией Тверской. Заболевшего наследника громогласно и самонадеянно взялся лечить еврейский врач Леон Жидовин, гарантируя успех своей собственной жизнью. Иван Молодой умер, взбешённый Великий князь публично казнил эскулапа-неудачника.

Одна партия боярская, наиболее влиятельная и сочувствующая ереси, стояла горой за сына Елены Волошанки — Дмитрия. Их противниками были многочисленные, но не очень родовитые «дети боярские и дьяки», которые видели наследником сына Софьи Палеолог — Василия. Верховодили сварой, как и положено, — бабы. Мать Дмитрия, невестка Великого князя Елена тяготела к ереси, Великая княгиня Софья — в лучших византийских традициях призывала калёным железом её выжигать.



(Иллюстрация из открытых источников)


(Иллюстрация из открытых источников)
Сначала первая партия одолела, Дмитрия назначили наследником. Поскольку в декабре 1497 года был открыт заговор приверженцев Василия на жизнь сына Волошанки. Иван III Васильевич арестовал сына, казнил заговорщиков, стал остерегаться коварной царьградской жены. Которую уличили в ворожбе против мужа до кучи. 4 февраля 1498 года Дмитрия венчали на царство. Но через год Великий князь помирился с супругой, охладел к невестке… Дмитрия с матушкой засадили в темницу, Василий был объявлен государем всея Руси.

На Соборе, всё-таки собранном «инквизитором Геннадием», предлагали казнить выявленных новгородских еретиков, но Иван III не рискнул вводить «латинские порядки». Осудил всех на заточение, но ересь прокляли. После Собора 1490 года Зосима ещё несколько лет оставался сторонником ереси, даже пытался сплотить сторонников. Был якобы раскрыт, в 1494 году по велению Великого князя отравился бедовать в монастырь.



(Иллюстрация из открытых источников)


(Иллюстрация из открытых источников)
Незадолго до своей кончины Иван III все-таки дал согласие на физическую расправу с еретиками. В декабре 1504 года церковный Собор предал их проклятию, передал светской власти для расправы. Дьяк Волк Курицын, Димитрий Коноплев и Иван Максимов были сожжены в клетях 28 декабря. Некрасу Рукавому отрезали язык и отправили в Новгород. Там сожгли архимандрита Касьяна, его брата, многих других еретиков. Остальных распихали по тюрьмам и глухим монастырям.

Так Русь познакомилась с прелестями католической инквизиции, творчески переработанной местными «святителями». Зародившись в Новгороде осенью 1470 года, успешно просуществовав почти тридцать лет — разгром секты вскрыл многие нелицеприятные общественно-политические и религиозные процессы в молодом Московском Царстве. Но это другая история… читаем следом.

Там и поспорим всерьёз, что же это такое — «ересь жидовствующих».

...
 

VicRus

Administrator
...


Исторические напёрстки




Загадки Православия. Что было скрыто за «ересью жидовствующих»?


30 июня

scale_1200


Продолжим тему. Главную загадку русского Православия и становления Московского Царства колоть будем. Серьёзным потрясением основ и Скреп всяких стало в 1470-1504 гг. наличие, становление, расцвет и разгром пресловутой «ереси жидовствующих». Отголоски непримиримой борьбы аукаются до сих пор, переродившись в самые разные формы антисемитизма. Ставшие визитной карточкой общества ещё со времен Ивана Грозного. Что такая была за ересь, судьбу её недолгого существования — можно узнать в первой части статьи. Или опираясь на собственный исторический багаж…

Как смотреть будем?

Максимально равноудалёно предлагаю, поскольку тема паскудная… как по мне. Есть две главенствующие точки зрения на проблему «жидовствующих». Первая, самая громкая и бескомпромиссная — церковная. Для которой авторитет и правота главного обличителя еретиков (преподобного Иосифа Волоцкого) непререкаем. Речь тут идет не просто о ереси. Это отступничество от христианской веры, переходе в иудаизм.
Вторая точка зрения — более вегетарианская, светская. Здесь присутствует более широкий исторический анализ, попытки нащупать параллели с началом эпохи общеевропской Реформации. Но применительно к русским почвам. Еретики уже не такие уж и преступники, они почти прогрессивный элемент, носители идей «общечеловеческого гуманизма». А Церковь — оплот мракобесия, консерватизма и косности. Даже признаки классовой борьбы советские исследователи нащупали, очень убедительные временами (народное возмущение против главного феодала Руси — православной церкви).
Хвала небесам, начало формироваться и третье, «центристское» мнение на проблему. Без клерикального угара и «общечеловеческого гуманизма» Реформации. Гипотезы эти скучные, исключительно рационалистические. На которые аффтар приязненно посматривать изволит много лет как. Но обязуюсь быть взвешенным.


(Иллюстрация из открытых источников)


(Иллюстрация из открытых источников)

Жидовин Схария.

Этот пациент назначен главным виновником и рассадником «ереси жидовствующих». Преподобный Иосиф Волоцкий так решил. И год назвал, 1470-ый, когда в Новгород (со свитой киевского князя Михаила Олельковича) иудей-книгочей припожаловал. Вскоре на подмогу приехали еще два еврея — Иосиф Шмойло-Скаравей и Моисей Хануш. Троица начала вербовку:
«сначала прельстили попа Дениса и обратили его к жидовству. Денис привел к нему попа Алексея».
Итак, никаких других исторических источников (кроме «Просветителя» Иосифа Волоцкого) не существует. Которые бы рассказали об иудейской пропаганде в Новгороде. Тот же архиепископ Новгородский Геннадий, первым выявивший ересь «жидовствующих», — никакого Схарию не знает. Просто поминает о деятельности некоего «жидовина», без имени. Очень богатого. Учитывая, что Новгород был торговым «проходным двором». Евреев литовских тут пачками видели, особенно проезжающих.
Схария (Заккария) имел итальянские корни. Его дед был знатным и богатым генуэзцем, широко орудовавшим на Тамани. В генуэзской колонии Матрега. Формально здесь делами светскими заправляло мелкое княжество черкесов. Отец Схарии был женат на черкесской княжне Бике-ханум. И наш «еретик» имел после своего рождения — титул и положение князя Таманского. Стоит помнить, что Матрега в IX-X вв. именовалась — Самкерцем. Это был один из ключевых торговых центров Хазарского Каганата.


(Иллюстрация из открытых источников)


(Иллюстрация из открытых источников)
Город каким-то чудным образом уцелел во время геноцида хазар во времена Светлого князя Святослава. Собрал за своими стенами многие бежавшие еврейские общины после войн Владимира Красно Солнышко, упражнения папы продолжившего. Источники существуют добротные, рассказывая о сильном влиянии евреев на все дела Таманского полуострова, вплоть до XV века. В 1482 году упали на голову всем турки, полуостров захватили, Схария-Заккария был лишён реальных рычагов власти, сохранив формальный титул.
Иван III несколько раз (в период с 1483 по 1500 гг.) приглашал его переселиться в Москву, но тот предпочёл Крым и двор татарина Менгли-Гирея. После 1488 года Великий князь стал именовать Заккарию «князем таманским», относился к нему очень почтительно. Теперь главное. Схария был полиглотом, знал около шести языков. За плечами имел университетское образование. Как известно, иудеям такие плюшки не обламывались в антисемитской Европе. Он исповедовал католицизм, а тайные его предпочтения… тут поле для домыслов лишь. Но что был учён многим «еврейским премудростям» — тут согласен.
Князь Таманский Схария находился в очень непростых отношениях с государем другого причерноморского государства, Великого княжества Молдавского. Господарь Стефан Великий его очень хорошо знал. Дочь его (Елена Волошанка) в 1483 году стала супругой сына Ивана III, наследника русского Ивана Молодого. Впоследствии её назначили краеугольной фигурой в ереси «жидовствующих». Как и дьяка Федора Курицина, фаворита Великого князя. В 1482-1486 гг. он бывал в Причерноморье, вполне мог быть знаком с князем Таманским.


(Иллюстрация из открытых источников)


(Иллюстрация из открытых источников)
Фиксируемся. Схария не мог быть носителем ортодоксального иудаизма. Но вполне разбирался в книжной еврейской премудрости, астрологических знаниях, ложных толкования христианства, мистических учениях. Это было популярным в среде крымских евреев веянием и демонстративной модой.

Новгородские еретики архиепископа Геннадия.

Как известно, первым в набат по всей Руси ударил именно этот несгибаемый персонаж. Стал обличителем ереси, автором целого корпуса литературных и религиозных источников по «жидовствующим». Геннадий Гонзов, архиепископ Новгородский, прославленный Русской Православной церковью (память 4 декабря).
Постриг принял в Валаамской обители, наставником выбрав преподобного Савватия Соловецкого. В 1479 году он выступает на стороне Ивана III-го против митрополита Геронтия, когда разгорелся яростный процедурный спор освящения Успенского собора. Геннадий за нарушение внутрицерковной дисциплины и лай матерный на митрополита — был отправлен остудиться в ледник. Где прозябал почти пять лет.
Иван III вытаскивает озябшего Геннадия из заточения в 1484 году, назначает «на архиепископию Великому Новгороду и Пскову». Земля неспокойная, шесть лет назад силой сломлена, войдя в состав Московии. Республика уничтожена, вече разогнано, бояре разбежались или затаились. Одинаково скучая от московских порядков и опасаясь звать на помощь двуединую Литву-Польшу. Геннадий сразу показывает свой крутой нрав, начинает наводить «московские порядки». Они с новгородскими сильно различались, кстати.


(Иллюстрация из открытых источников)


(Иллюстрация из открытых источников)

...
 

VicRus

Administrator
...

Святые, почитавшиеся в Новгороде, не совпадали по значимости со столичными. Местные священники за несколько веков привыкли свободно критиковать церковные установления всей остальной Руси. Попытавшись ставить везде своих людей, новый архиепископ получил обвинение в мздоимстве. Против него восстал знаменитый псковский старец Захарий, из Немцова монастыря. Через три года борьбы Геннадию даже пришлось оправдываться перед митрополитом. Но удар новгородцев и псковичей он держит.
Судя по переписке церковной, Геннадий понимает: в этих землях духовенство уверено, что церковная иерархия Москвы насквозь коррумпирована (что было чистой правдой). Архиепископ пытается сломить скандального старца Захария, обвинить того в ереси. Якобы подвижник демонстративно не причащается. Когда знаменитый монах был вызван в Новгород, то объяснил это так:
«А у кого, деи, причащати? Попы, деи, по мзде ставлены, и митрополиты, деи, и владыки по мзде же ставлены».


(Иллюстрация из открытых источников)


(Иллюстрация из открытых источников)
Вот это уже интересно. Новгород и Псков открыто заявляют о своём легендарном благочестии, отрицают православную церковную иерархию. Даже митрополита в грош не ставят, считая того взяточником. Потом эту концепцию на вооружение возьмут «нестяжатели» при Иване Грозном. А зародилось это антиклерикальное движение еще в начале XIV века, став ересью «стригольников».
В 1487 году Геннадий начинает процесс против ереси «жидовствующих», обнаруженной им в Новгороде. Осталось немало его писем, просто целая библиотека. Он гневно слал воззвания всем иерархам церкви, подробно расписывая обвинения против еретиков. В 1490 году состоялся желанный им первый Собор. Саму ересь осудили. Но часть обвинений Геннадия отвергли за их откровенную фантастичность.
Читал это соборное решение, оно сохранилось. Ох, и нетипичный документик… Обвинения Геннадия — злы, лаконичны, конкретны и неимоверно детализированы. Обычно в ереси обвиняют простым способом — навешиванием ярлыков. Здесь же поимённые указания: кто, когда, как, почему и с каким умыслом творил непотребство против Веры. Как к этому относиться? Не знаю, но не склонен обвинить Геннадия в подлоге. Потому что вполне могло быть такое, противостояние Москвы и Новгорода (в религиозной среде) вышло на пик борьбы.
Это была схватка «еретиков Республики» и ортодоксов. Шла на поле критики существующих у тех и других церковных порядков. Новгородцы стремились к созданию собственной епархии, это очевидно. Москва железной рукой пыталась изжить здешнюю практику «поставление мирянами — мирян». На должности диаконов и священников, что противоречило церковным порядкам византийского устава.
Геннадий в Послании Прохору Сарскому негодует: «еретики» строго соблюдают десять заповедей Моисея, ведут себя внешне благочинно и аскетично. Чем увеличивают число своих приверженцев среди простого люда. Но, в действительности, они «исповедают месалианские ереси».


(Иллюстрация из открытых источников)


(Иллюстрация из открытых источников)
«Месалианством» обычно называли болгаро-византийскую ересь богомилов, отрицание догмата о Святой Троице (Дух и Сын произошли от Отца, а не составляют с ним единого целого) и дуалистические представления. Даже отголоски арианства находит Геннадий в своей епархии. Его повергают в ужас клерикала книги, которые изымаются в новгородских и псковских землях («Афанасий Александрийский» и «Слово Козьмы Пресвитера», например). Несмотря на их ортодоксальность, они посвящены спорным и острым вопросам в истории церкви.
Литература эта содержит критику еретиков. Но там обязательно присутствует собственная аргументация богомилов и ариан. Могло там что-то привлечь «жидовствующих»? Вполне. Особенно аргументация еретическая. Беспокойство Геннадия оправдано. В руках отступников от Православия это сильное и действенное оружие против ортодоксов и стяжателей в рясах.
Читая приговор каждому обвиняемому на первом Соборе (дела рассматривались строго индивидуально), можно понять, против чего так яростно борется архиепископ Геннадий. Во-первых — с отрицанием Святой Троицы, равенства Иисуса Христа Богу Отцу. Второе — с иконоборчеством и отрицанием «еретиками» святынь, сотворенных руками человека. И третье… открытое выступление против существующей церковной иерархии Москвы. Заметьте… доказательства перехода в иудаизм признаны Собором надуманными, неподтверждёнными.


(Иллюстрация из открытых источников)


(Иллюстрация из открытых источников)

Поклон Геннадию

глубокий должна бить ежечасно наша Православная церковь. Этот несгибаемый борец первым дошёл до очевидной глобальной проблемы: московская митрополия не имеет… полного кодекса всех книг Библии на родном языке! Мало того, многие «священные книги» вообще не имели хождение на Руси. Геннадий нашёл всё недостающее, под его руководством это было переведено. Но тут кроется один подвох… Составители библейского свода под редактурой архиепископа:
«ни к греческим рукописям, ни даже к греческим изданиям в Новгороде не обращались, но использовали Вульгату в латинском оригинале и чешском переводе». (Г. Флоровский)
Стахановскими темпами были переведены недостающие труды: две книги Паралипоменон, три книги Ездры, книги Неемии, Товии, Юдифь, Премудрости Соломона, две книги Маккавейские. При составлении комментария к библейским текстам использовали немецкий энциклопедический словарь Рейхлина. По заданию Геннадия в 1492-93 гг. пригласили в Новгород любекского первопечатника Готана. Сначала осыпали милостями, приняли работу, потом лишили имущества и утопили в Волхове. Устроив хороший погром «литвинам».


(Иллюстрация из открытых источников)


(Иллюстрация из открытых источников)
Вот тут вполне можно прищуриться на архиепископа: «Дядь… а почему ты исключительно «латинскими источниками» пользовался?» А потом примерял на себя доспехи Торквемады, легендарного Первого Инквизитора, умоляя Великого князя и митрополита ввести «православную инквизицию» с кострами, как у «шпанского короля»?
Но останусь взвешенным. Геннадий мог спешить, прекрасно осознавая объём и масштаб работы. Тысячу лет восточные славяне как-то обходились без полного свода Библии. А тут нарисовались вольнодумцы-новгородцы, которые вообще в каком-то своём, отдельном христианском мире живут. По арианским законам временами, как от подворья архиепископа на сотню вёрст отъедешь! По сообщениям абсолютно всех источников — еретики особо чтили книги Ветхого Завета, именно из них черпали аргументацию для подтверждения своей правоты. Возразить им никто не мог.
Переведённые срочно книги были как воздух нужны для эффективной борьбы с ересью. Сложилась любопытная ситуация, просто позор какой-то. Высшие иерархи Православной Церкви не имели значительной части священных книг. Даже в своем мире не могли найти их, пришлось к «латинянам» ходить. Еретики же обладали полными библиотеками, и здесь вопрос резонный возникает… откуда они полнились?


(Иллюстрация из открытых источников)


(Иллюстрация из открытых источников)

...
 

VicRus

Administrator
...

Тут «напёрстки»

можно только двигать. Самый очевидный источник — евреи Великого княжества Литовского. Уж они Новгород чуть ли не своей землицей считали. Географически опять же удобно, всё рядышком. Особенности политической ситуации второй половины XV века тоже не забываем. Еврейское происхождение имеют «Шестокрыл» (астрологическая брошюрка по гаданиям лунным), «Космография» и многие другие метафизические литературы. Часть из них имеет отчетливое еврейское происхождение, относится к корпусу каббалы.
Именно поэтому, по глубокому личному убеждению, архиепископ Геннадий использует любимый «латинский трюк» — антисемитизм. Ему специально переводят с латинского книги Николая Де-Лира и Самуила Евреина «на богоотметных жидов». Это самый простой и понятный инструмент европских инквизиторов в борьбе с еретиками. Зачем эти мерзкие книжонки благочестивому православному епископу? Только если обвинение в «жидовстве» обосновать. На ровном месте, поскольку ничего богословского там не найти. Лишь эмоциональные способы чернить оппонентов.


(Иллюстрация из открытых источников)


(Иллюстрация из открытых источников)
Дальше. Преподобный Геннадий вступает в тесный контакт с имперским послом, прибывшим на Русь в 1490 году. Получил подробную информацию о преследовании «тайных иудеев» в Испании. Опыт испанской инквизиции привёл владыку в восторг, он взахлёб хвалит в переписке «шпанского короля», который «свою землю огнём очистил».
Хочешь, не хочешь… тайно ли, явно. По недоразумению или злому умыслу. Но деятельность архиепископа Геннадия привела к усилению влияния Запада на северо-восточную Русь. Католиков тут крайне недолюбливали, относились подозрительно. А тут, такое сближение. Ватикан — важнейший идеологический союзник. Оставив собственные богословские разногласия, обе конфессии объединяются против общего врага — иудаизма (точнее — его призрака).
В чем «жидовствующие» получили фактическое обвинение? Правильно, в особом почитании Книг Ветхого Завета. Которых русское Православие не имело. Еретики вполне обоснованно углядели в этом козни. Мол, «скрывают Слово Божие» от людей. Именно поэтому новгородцы и псковичи черпали из них информацию для подтверждения своей правоты. Разыгрывали тайные «квесты» для получения нужной литературы, заигравшись в конспирологов.
А поставщики этой литературы… литовские евреи, стали хорошим предлогом сказать: «жидовствующие еретики». отступники от христианской веры хотят сами перейти в иудаизм. И Русь Святую утянуть. Детский сад…
Тема не закрыта, но поспорить уже есть о чём…

Продолжение следует…
 

VicRus

Administrator
История России



Почему Польша – самое антирусское государство в Европе? Экскурс в историю​


30 июня

Русские и поляки – славянские народы, живущие по соседству более тысячи лет и имеющие много общих черт. Тем не менее, в настоящее время Польша является одним из самых антирусских государств в Европе, считающая Россию жестоким агрессором. Чем объясняется такая неприязнь к "братьям-славянам"?


scale_1200


Католики и православные​

Одна из причин многовекового конфликта была заложена еще в Xвеке, когда Польша приняла крещение от Ватикана, а Русь – от Византии. Раскол христианства на католичество и православие впоследствии превратил "братьев-славян" во врагов.
Поначалу религиозные разногласия не играли большой роли. Конфликты между Польшей и Русью возникали из-за спорных пограничных территорий. При этом русские и польские князья часто заключали союзы и помогали друг другу в междоусобицах.
В 1385 г. Польша и Литва заключили Кревскую унию, ставшую первым шагом на пути их объединения. Князь Ягайло обязался обратить все население княжества в "истинную веру" и начал процесс окатоличивания и полонизации "русинов".

Речь Посполитая​

Усиление Московского княжества вело к нарастанию противоречий с польско-литовским союзом, ярко проявившимися в ходе Ливонской войны. Этот союз был закреплен образованием Речи Посполитой (1569 г.). В результате ряда побед С. Батория Россия лишилась еще некоторых пограничных территорий.


Ян Матейко. Баторий под Псковым. 1872 г.


Ян Матейко. Баторий под Псковым. 1872 г.
Ливонская война обострила неприязнь между поляками и русскими. Именно в это время в Польше появились сочинения, оправдывающие войну против "диких азиатов". За "москалями" прочно закрепились такие характеристики, как "варвары", "животные", "быдло" и т. п.
В начале XVII века Польша пыталась извлечь пользу из российской Смуты. Сначала поляки поддержали двух Лжедмитриев, а затем хотели воспользоваться приглашением московских бояр на царство королевича Владислава. Перед походом на Москву в 1610 г. Сигизмунд так объяснял папе Римскому свои мотивы: "Я… выступаю против тирании тех обманщиков, которые… выдавали себя за потомков князей московских".


Э. Э. Лисснер. Изгнание поляков из Кремля Пожарским. 1938 г.


Э. Э. Лисснер. Изгнание поляков из Кремля Пожарским. 1938 г.
Смута закончилась победой Второго ополчения и изгнанием поляков. В 1617 г. Владислав вновь пытался овладеть Москвой и перед походом писал папе Римскому: "…мы надеемся не только расширить границы Польши, но и раздвинуть область христианской республики".
В XVII веке состоялось еще две русско-польских войны (1632-1634 и 1654-1666 гг.). Вторая стала следствием воссоединения Украины с Россией по Переяславскому договору и закончилась для Польши окончательной потерей Киева и всей левобережной Малороссии.
К концу XVII века некогда могущественная Речь Посполитая пришла в упадок и постепенно попала под полное влияние соседних государств. В 1772 и 1793 гг. произошло два раздела Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией. В 1794 г. в Польше началось восстание Т. Костюшко. После его подавления А. В. Суворовым Польша, как независимое государство, перестало существовать. Поляки до сих пор обвиняют полководца в чрезмерной жестокости при штурме Праги.

От герцогства Варшавского к современной Польше​

Образованное Наполеоном марионеточное герцогство Варшавское в 1813 г. было вновь разделено между Австрией, Пруссией и Россией. Часть территории Польши вошла в состав Российской империи под названием Царства (Королевства) Польского.
Несмотря на предоставление широких автономных прав поляки не оставляли надежд вновь обрести независимость и дважды поднимали восстания в 1830 и 1863 гг. Результатом стало лишь ограничение польской автономии.
Образование Польской Республики в 1918 г. привело к советско-польской войне, по итогам которой Польша включила в свой состав западную часть украинских и белорусских земель.
В 1939 г., согласно секретному пункту договора, территория Польши была разделена между СССР и Германией. "Камнем преткновения" в русско-польских отношениях до сих пор остается т. н. Катынский расстрел.
В августе 1944 г. подпольная Армия Крайова и польское правительство в изгнании организовало Варшавское восстание, которое было жестоко подавлено немцами. Сейчас польские историки считают главной причиной поражения отказ советских войск поддержать восстание, при этом "забывая", кто в конечном итоге их освободил.


Варшава после подавления восстания


Варшава после подавления восстания
Наконец, современная демократическая Польша обвиняет русских в "коммунистической оккупации", которая полстолетия мешала им войти в состав "цивилизованной Европы".
Учитывая постоянные притязания поляков на исконные русские земли и примеры их жестокости (насильственное обращение в католичество, резня в ходе "Варшавской заутрени" и др.) патологическая ненависть к русским выглядит как-то странно.






история
история россии
еще 3
 

Сверху