Елена Блаватская - философ или теософ? Лев Шестов - философ-бунтарь...

VicRus

Administrator
Лидия, препод универа


Вчера

Почему Елена Блавадская - не философ


Эта статья для тех, кто хочет разобраться, что же такое философия и чем она отличается от псевдо-философских учений.
В комментариях к моей статье "Почему нет великих женщин-философов" некоторые читатели упоминали в качестве таковых Елену Блавадскую, Марию Рерих и т.п. Я им отвечала, что эти дамы - не то что не великие философы, а вообще не философы. В ответ было недоумение.
Поэтому я хочу тут пояснить на примере Елены Блавадской, почему то, чем она и подобные ей занимались - не философия.


Елена Блавадская
Дело в том, что философия является одним из способов постижения истины через познание сути вещей и мира в целом. При этом философ оперирует рациональными категориями и опирается на логику, даже если он является иррационалистом и считает, что никакой логики ни в чем нет. Да, как ни парадоксально, но любой философ прежде всего - холодный, четкий, рациональный мыслитель. Его рабочий инструмент - логика и разум.
Никто из истинных философов не объявляет себя Мессией, не говорит, что он и только он достиг сакрального знания, что он связан таинственными нитями с неким мистическим началом. Он не взывает ни к какой тайной доктрине.


Жан Оноре Фрагонар "Философ"
Елена Блавадская же была не философом, а теософом. Теософия - это оккультное учение, в котором основная мысль сводится к таинственной, мистической связи с безличным богом, благодаря чему человек якобы постигает сакральное знание. Изначально теософия возникла в период раннего христианства и нашла свое выражение в учениях гностиков и христианских мистиков и была закономерным проявлением тогдашнего неистового, экстатического отношения к новой вере.
Блавадская переняла термин, но немного видоизменила суть первоначальной теософии.


Виллем ван де Влиет "Философ и его ученики"
В ее интерпретации теософия - это учение, которое должно объединить все религиозные понимания мира в одном, на основе эзотерического сходства их символических проявлений. То есть это мистическое учение, где поиск истины приравнен к озарению, что нивелирует роль разума в этом процессе.
В учении Блаватской явственно прослеживается влияние древнеиндийских учений, в частности, брахманизма. Идея та же - изначально существует Абсолют, Первопричина (считай, Брахма), каждый человек несет в себе его частицу (считай, Атман) и, в конечном итоге, его цель - соединиться с Первопричиной (считай, слиться с Брахмой).


Взято в открытом доступе в Яндексе
Перенята также идея постоянного перевоплощения и кармы. В этой части учения Блаватской фактически просто повторяются постулаты индийского понимания колеса Сансары. Карма - это закон, действующий объективно. Блаватская приплела сюда и понятие Логос, интерпретируя его в мистическом ключе.
Итак, теософия Блаватской - не философия, потому что это учение эзотерическое, густо замешанное на оккультизме и преподносимое как последняя инстанция истины. То есть опирается не на логику, а на мистические допущения. В древности подобный подход был еще оправдан несовершенством философского аппарата, но после того, как философия прошла более чем двухтысячный путь, теософия выглядит смешным анахронизмом и может привлекать только тех, кто неискушен в философии.

...

Читайте комментарии на сноске!
.
 
Последнее редактирование:

VicRus

Administrator
P.S.

Владимир, - Блаватская - лжефилософская параллель - попытка/способ существования в СРЕДЕ познания человеческой сущности. Я скажу так, - Блаватская - одно из направлений двойственности двух течений - борьбы двух парадигм власти: "Бытие определяет сознание"" и "Сознание определяет бытие!" Она - между ними...

Полярность КОЛЛИЗИИ исторического сражения за право индивидуальным сознанием или секты организовать и управлять бытием социума.

Сначала без_сознательно, а затем и осознанно Историческое осмысление первой парадигмы в XVIII-XIX веке вышло на всплеск философской эпюры - "Бытие определяет сознание!", заявленной между прочим иудеями, для быдла, с целью внедрения в сознание последнего тысячелетия якобы научной парадигмы.

Период XIX-XX веков ломка винегрета теофилософского облака мыслей в борьбе за процесс организации и управления сознанием: сначала - родоплеменным, локальным, затем - региональным, а совсем недавно и глобальным.

Период жизни Блаватской - время собственного выживания, через утверждение и пропаганду индивидуально-шизофренического сознания параноидального толка в религиозно-уставшей общественной полит-экономической СРЕДЕ XIX века, сокрытого в глубинах сознания слабо-хитрейшей иудейки, но с претензией на интеллектуальность.

Историческое наследие процесса Познания, в промежутке последних десяти тысяч лет, оставило Земной Цивилизации множество шизофренических текстов, направлений и теорий, в ЕДИНОЙ информационной базе, в которой сохранились и такие мыли Е.Блаватской "О предполагаемой без_конечности делении молекулы". А это уже - гениальное пророчество, в стиле греческого полёта мысли!

Да, согласен, эти индивидуальные труды, включая Е. Блаватской, надо знать, чтобы в дальнейшем понять способы выживания неосознанной мысли в процессе познания Законов Мироздания. Эпоха Е.Блаватской, через востребованность её работ высокими интеллектуальными слоями России и за её пределами, подчёркивает лишь то, что Интеллект организации и управления Цивилизации Планеты Земля хитроумно искал новые формы парадигм воздействия на мировое сознание. Е.Блаватская, как и Рерихи, осознавая НЕ востребованность собственной исключительности иудейки (см. на фото перстень) в русской философской среде, занялась теософическим осмыслением сущности человеческой жизни, через наследие зороастризма и всяческой эзотерики. Хотя в это время в России философским осмыслением смысла Русской Идеи и предначертания русского народа уже занимались выдающиеся философы, которые её игнорировали.

.
 
Последнее редактирование:

VicRus

Administrator
Лидия, препод универа

23 августа

Парадоксальный философ-бунтарь Лев Шестов


Философия Льва Шестова (1866-1938), с одной стороны, вполне вписывается в русло религиозной русской философии Серебряного века с ее поисками духовного начала мира, но, с другой стороны, выбивается из нее и даже прямо противоречит. Писать о Шестове довольно трудно, потому что его взгляды в течение жизни менялись, а также из-за того, что в основном он писал в эссеистском и афористичном стиле. Читать его интересно, но привести потом все прочитанное в порядок и четко определить как некое учение, сложновато. Во всяком случае, мне.


Лев Шестов
Поэтому я не буду говорить обо всей философии Льва Шестова (упреждая эрудированных комментаторов, сразу тут упомяну, что его настоящее имя было Иегуда Лейба Шварцман), а сосредоточусь на одной проблеме: вера и знание. Половину жизни прожив в России, вторую Шестов провел во Франции, где читал в Сорбонне лекции по религиозной русской философии. Предмет он знал отлично, преподносил интересно, почти со всеми мыслителями, о которых рассказывал, был знаком лично, беседовал и спорил. Кроме того, он писал книги. В целом его учение можно отнести к течению экзистенциализма.
Вообще его философию принято называть противоречивой. Впрочем, она таковой и является.


Л.О. Пастернак "Лев Шестов"
Возьмем заявленную проблему. Лев Шестов, с одной стороны, был религиозным человеком, верил в бога, но с другой стороны, на эту веру большое влияние оказывал его скептицизм. То есть одновременно он не верил в бога! Даже само написание слова "бог" говорит об его смятении: философ писал его то с маленькой буквы, то с большой. Будучи евреем, Шестов был воспитан в лоне иудаизма, но всей душой тянулся к христианству и интересовался им, но одновременно подвергал жесткой критике и сомнениям основные постулаты этой религии.
В 1911 году он написал книгу "Sola fide — Только верою", где рассмотрел смысл грехопадения как выбор человеком Дьявола (Змея). Притом ранее он интерпретировал это событие как выбор человеком Бога, начало их творческого сотрудничества.


Густав Климт "Невеста"
Выбор же Змея означал, что человек склонился не на сторону веры, а на сторону разума, рационализма. Таким образом, Лев Шестов продолжил традиции раннехристианских мыслителей-патристиков, которые резко противопоставляли друг другу веру и разум.
Творчество Шестова можно условно разделить на два периода: в первом он стоял на позициях богоискательства и философии жизни, во втором - на позициях экзистенциализма. В любом случае его взгляды были антирационалистическими и бунтарскими, и в них чувствуется острая, нутряная жажда чуда, сдерживаемая скептическим разумом.


Василий Кандинский "Желтое, красное, синее"
Шестов противопоставлял христианского бога ветхозаветному. "Живой Бог Библии", то есть ветхозаветный, для него - это воплощение абсурда. Философ имел в виду его абсолютно иррациональный характер, не требующий никаких норм и обоснований. Поэтому всякие попытки свести религию к набору каких-то правил Шестов с негодованием отвергал. Отсюда - его отрицание как всех десяти заповедей Моисея, так и Нагорной проповеди Христа.
Лев Шестов считал, что истинная вера должна жить в душе и не оправдывать себя ничем, никакими нормами, поучениями и попытками разъяснить. Поэтому он отрицал и Библию. Вера - это безумие, это чудо, нечто сверхъестественное. Попытки понять ее разумом бессмысленны.

Повторю еще раз, что я изложила только одну малую часть философии Льва Шестова.
 

Сверху