Единство противоположностей?

VicRus

Administrator
Китайская философия ДАО
Критицизм



13 июля

Лао-цзы. Даосизм. О совершенномудром и единстве противоположностей.

Дао - это путь. Дао - это некий абсолют, из которого все рождается. Дао - это путь самосовершенствования и отрешенности от страстей. Представляем разбор второго параграфа трактата "Дао дэ цзин", которому 2500 лет:
"Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что добро является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно оформляются, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за дру-гом"

Начало описывает отрицательное влияние субъективного восприятия мира. Эта субъективная оценка "портит" совершенный мир, в котором отсутствует всякие деления и все совершенно. До того, как что-то названо прекрасным, не было безобразного; до того, как не назвали добро, не было зла. Таким образом, все противоположности едины в своем происхождении в том, из чего они вышли. Сливаясь обратно в единое, противоположности создают тем самым гармонию.

"Поэтому совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние; осуществляя учение, не прибегает к словам; вызывая изменения вещей, не осуществляет их сам; создавая, не обладает; приводя в движение, не прилагает к этому усилий; успешно завершая, не гордится. Поскольку не гордится, его заслуги не могут быть отброшены"

Совершенномудрый, выполняя дела, делает это отрешенно, без цели результата, а также не завершает его для себя в полном смысле, так как завершено может быть только совершенство. Осуществляет учение личным примером, а не словами.

Он же совершенствуется сам внутри, тем самым влияя на изменение мира вокруг. Создавая, не допускает страсти человеческой - собственничества. Так как страсти не совершенствуют человека, а только ухудшают.

Отрешение от результата лишает связки его с человеком, а значит, далее человеку безразлична критика, так как он завершил избранное дело.
Статья вторая из цикла по трактату "Дао Дэ Цзинь" Лао-цзы.
...
 

Сверху