VicRus
Administrator
Музей Оранэлы
Еврейский Петербург: где его искать?
28 октября
Центром жизни евреев в Петербурге традиционно считается Хоральная синагога на Лермонтовском проспекте. Однако сосредоточение еврейской жизни в столице было совсем в другом месте – в компактном мире Загородного и Владимирского проспектов, улиц Рубинштейна и Стремяной.
Свернем с Невского в этот неочевидный и очень своеобразный мир. Здесь нас ждет первый адрес "Еврейского Петербурга". Во дворе дома № 3 по улице Рубинштейна располагается Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга.
Фото: Еврейский общинный центр
Организация возникла в начале 1990-х годов. Здесь находится лучшая в бывшем СССР еврейская библиотека, действуют курсы языка идиш, работает единственная на постсоветском пространстве воскресная школа с преподаванием идиша.
Улица Рубинштейна
Бывшую Троицкую улицу переименовали в улицу Рубинштейна в 1929 году — в честь композитора, пианиста и педагога Антона Григорьевича Рубинштейна, который жил на ней с 1886 по 1891 год.
Будущий композитор родился в Подольской губернии, в состоятельной еврейской семье. Его отец Григорий Рувенович Рубинштейн был купцом второй гильдии. Мать, в девичестве — Клара Лёвенштейн, происходила из Прусской Силезии и неплохо играла на фортепиано. 25 июля 1831 года, когда Антону не было еще и двух лет, тридцать пять членов семьи Рубинштейн приняли православие в Свято-Николаевской церкви в Бердичеве. Это позволило им выехать за пределы черты оседлости и переселиться в Москву. Ставший уже известным, Антон Рубинштейн жил в доме №38 по улице, названной его именем. А в начале XX века на Троицкой улице существовало множество еврейских учреждений и организаций.
2. Институт высших еврейских знаний (ул. Рубинштейна, 14, здание перестроено)
В августе 1919 года в этом доме разместился Еврейский народный университет, вскоре, в 1921 году, переименованный в Институт высших еврейских знаний. В институте было всего два факультета: литературно‑филологический и историко‑социальный. Историю здесь преподавал выдающийся ученый и общественный деятель Семен Маркович Дубнов, автор многотомной «Истории еврейского народа», редактор научного журнала «Еврейская старина».
Преподавателем экономии был профессор Петроградского университета Иосиф Михайлович Кулишер. Лекции по философии иудаизма читал философ-неокантианец Аарон Захарович Штейнберг, младший брат Исаака Штейнберга, народного комиссара юстиции в первом ленинском правительстве. Древнееврейский язык студенты изучали под руководством видного филолога Иехиеля Израилевича Равребе.
В 1925 году Институт высших еврейских знаний переехал с Троицкой улицы на Стремянную, а его место в доме № 14 занял Еврейский рабочий клуб имени Якова Свердлова, преобразованный год спустя в Еврейский дом просвещения (Евдомпросвет). Здесь проводились спектакли и концерты на идише, действовали различные лектории и кружки.
3. Зал Павловой (ул. Рубинштейна, 13)
Сейчас в этом доме работает детский музыкальный театр «Зазеркалье», в 1980-е здесь располагался легендарный ленинградский рок-клуб, а в начале XX века — фешенебельный Зал Павловой, названный так по имени владелицы здания. Зал этот сдавался различным театральным труппам, в том числе и труппам, дававшим спектакли на еврейском языке — идише. Получить разрешение на гастроли в имперской столице для еврейских театральных коллективов из черты оседлости было чрезвычайно трудно, но иногда это все-таки удавалось.
Дом № 13 по ул. Рубинштейна помнит и еще один эпизод из истории еврейского театра в России. В последние годы сталинского правления любая еврейская культурная деятельность в Советском Союзе оказалась под строгим запретом, все еврейские театры были закрыты.
Но после смерти диктатора энтузиасты в разных концах страны начали предпринимать попытки возродить национальный театр. Возник кружок таких энтузиастов и в городе на Неве. Возглавлял его видный еврейский актер, режиссер и драматург Файвиш Аронес, который возвратился к семье в Ленинград после шести лет, проведенных в ГУЛАГе. Увы, несмотря на успешное выступление осенью 1957 года в бывшем Зале Павловой, создать свой театр Аронесу так и не дали…
4. ЦК Российской сионистской организации (ул. Рубинштейна, 20)
В этом доходном доме, построенном в самом начале XX века, с 1917 года располагался Центральный комитет Российской сионистской организации. Здесь же размещались и другие сионистские структуры — Общество экономического возрождения Палестины, Курсы палестиноведения, редакция журнала «Эрец-Израэль», выходившего на русском языке.
Сионистское движение ставило своей главной целью возвращение еврейского народа на его историческую родину, в Палестину, или, как говорили участники движения, в Эрец-Исраэль (Землю Израильскую), и создание там национального еврейского государства. Сионисты пользовались заметным влиянием среди российского еврейства. К концу 1917 года в России насчитывалось 1200 ячеек сионистской организации.
Наиболее значимым среди них был Седьмой Всероссийский съезд сионистов, который состоялся в мае 1917 года. В его работе приняли участие 552 делегата из 680 городов. Всего же сионистские организации России насчитывали тогда более 140 тысяч человек. Официальная деятельность сионистов в России продолжалась недолго. Уже в 1919 году большевики признали сионистские организации контрреволюционными. По всей стране прошли массовые аресты лидеров сионистов, и те вынуждены были либо эмигрировать, либо перейти на нелегальное положение. Сионистский центр на Троицкой улице прекратил свое существование.
5. Сергей Довлатов (ул. Рубинштейна, 22 и 23)
Выходец из семьи крымских евреев, Исаак Моисеевич Мечик, дед Сергея Довлатова, был расстрелян в 1938 году. Писатель признавался: с шести лет он знал, что его деда убил Сталин. Отец Довлатова — Донат Исаакович Мечик — был советским театральным режиссером и драматургом, ставил спектакли в Ленинградском академическом театре драмы имени Пушкина, эстрадные программы в Ленконцерте, преподавал актерское мастерство на эстрадном отделении Музыкального училища при Ленинградской консерватории.
Вернувшись в 1944 году из эвакуации, семья Довлатовых поселилась в коммунальной квартире под номером 34. Отец вскоре ушел из семьи, и Сергей взял фамилию матери. А когда получал паспорт, в графе «национальность» написал не «еврей», а «армянин».
В доме № 23 Довлатов прожил большую часть своей жизни: с 1944 по 1972 год. По этому случаю рядом стоит памятник. Затем писатель в течение трех лет жил и работал в Эстонии, а когда вернулся в Ленинград, опять поселился на улице Рубинштейна, но уже в другом доме — № 22. В доме №23 провел свое детство Аркадий Райкин.
6. Улица Рубинштейна, 34
В доме № 34, расположенном на углу Щербакова переулка и улицы Рубинштейна, в 1915–1917 годах располагалась синагога Московского района. В 1917 году здесь же находились Общество для доставления начального образования еврейским детям Петрограда («Иврио») и Петроградское еврейское учительское общество.
В его комитет входили известные деятели еврейского просвещения: Самуил Лазаревич Каменецкий, Зиновий Аронович Киссельгоф и другие. В 1925 году вместо этих упраздненных организаций в доме № 34 обосновались две еврейские профессионально-технические школы, готовившие слесарей, токарей и швей.
7. Загородный проспект
В доме № 6 по Загородному проспекту в предреволюционные годы проходили занятия Вечерних курсов библейского языка и библейской истории для еврейских учащихся средних и высших учебных заведений. Учредил их петербургский общественный раввин Моисей Гиршевич Айзенштадт. В 1923 году он эмигрировал во Францию.
В доме № 70, а затем в доме № 14 по Загородному проспекту, прошло детство Осипа Эмильевича Мандельштама, одного из крупнейших русских поэтов XX века.
Его отец, Эмилий Вениаминович Мандельштам, был варшавским купцом первой гильдии, что позволяло семье жить вне черты оседлости. Когда будущему поэту исполнилось шесть лет, Мандельштамы переехали в Петербург. Всего за тридцать шесть лет жизни он сменил 24 адреса в Петербурге-Ленинграде, 20 адресов в Москве и 6 адресов в Воронеже.
...