Евреи...

VicRus

Administrator

Александр Платов

761 подписчик
Подписаться


Много ли евреев проживало в Советском Союзе

15 мая





К началу Первой мировой войны на территории Российской империи числилось более трёх миллионов евреев. В результате революции и гражданской войны независимость получили страны Балтии, Финляндия и Польша. В новых границах был создан Советский Союз. Его в те годы покинули порядка двух миллионов эмигрантов, среди которых было много евреев. Через румынскую границу они попали в Западную Европу, а оттуда в США и Южную Америку. Часть захотела уехать в Палестину. В итоге численность еврейского населения СССР сократилась примерно на 20% и не превышала 2,4 млн. человек.
В годы гражданской войны наблюдалась массовая внутренняя миграция еврейского населения, особенно в Украине. Там оно подвергалось частым погромам и из местечек переезжало в крупные города, в том числе в Петроград и Москву. Черту оседлости отменила ещё Февральская революция, и евреи могли теперь жить там, где раньше им запрещалось. К концу 30-х годов 40% их сосредоточилось в городах, где население превышало 500 тыс. человек. Они активно включились во многие сферы экономической жизни, а молодежь потянулась к учебе в техникумы и вузы. Былая компактность расселения евреев по местечковым городкам была утрачена.
На численность советского еврейства оказывали влияние ассимиляционные процессы и смешанные браки. Вот данные по двум переписям населения СССР. Евреи указали своим родным языком русский в % (первая цифра относится к переписи 1926 года, вторая к переписи 1939 года):
  • В РСФСР – 49,7 / 73,6
  • В Украине – 23,9 / 54,7
  • В Белоруссии – 9,3 / 45,0
  • Города – 32,6 / 63,6
  • Сельская местность – 6,8 / 38,4
Миграционные процессы у евреев за эти годы были незначительными. В 1928 году советское законодательство ужесточило выезд за границу, а в 1937 году вообще запретило эмиграцию советских евреев. В начале 30-х несколько тысяч евреев, в том числе прибывших из Европы, Аргентины и США, расселили на Дальнем Востоке в районе поселка Биробиджан. Там Сталин планировал создать Еврейскую автономную область.
Перед войной в состав СССР вошли восточные районы Польши, Северная Буковина и Бессарабия, страны Прибалтики. Там везде проживало много евреев. К ним добавились еврейские беженцы из центральных районов Польши, Чехословакии и Румынии, оккупированных немцами. НКВД считало их социально опасными и депортировало во внутренние районы страны.
К моменту нападения Германии евреев в Советском Союзе насчитывалось около 5 млн. человек. Немцы оккупировали территорию, где проживали 80% советских евреев. За годы войны нацистами были уничтожены около 2,5 млн. человек. Много евреев погибло на фронтах, в блокадном Ленинграде и в плену.
В конце войны евреев, имевших польское, румынское и чехословацкое гражданство, переселяли на их родину. Советских же стали возвращать из эвакуации в Украину, Белоруссию и Крым в места их былого расселения. Ехать в села и местечки они не желали и оседали по дороге в крупных городах. Десятки тысяч евреев так и остались на Урале, в Поволжье, Западной Сибири и республиках Средней Азии.
К концу существования СССР резко увеличилось число межнациональных браков. В паспортах детей, родившихся в таких семьях, еврейскую национальность обычно не записывали.
С начала 70-х годов на численность еврейского населения в СССР стала оказывать влияние эмиграция. Она шла в условиях противодействия властей и отсутствия законодательного права. В 1987 году условия заметно смягчили. По израильской визе из Советского Союза эмигрировали более 600 тыс. евреев. Большинство из них до Израиля не доехало, а направилось в США, страны Западной Европы и даже в Австралию.

Расселение евреев по переписи 2010 года. В каждой точке 500 человек


Расселение евреев по переписи 2010 года. В каждой точке 500 человек
По переписи населения 1989 года евреев в Советском Союзе проживало 1 450 000 человек.
P.S. Много ли евреев живет а Биробиджане, читать здесь
 

VicRus

Administrator

Я живу в Голландии



Евреи города Мокум

4 мая

Не знаете, где этот город? Все просто, так называется Амстердам на идиш. Местная община насчитывает уже почти 400 лет истории непрерывного существования, а в Нидерландах евреи живут более 500 лет. События начались в том же году, что Колумб открыл Америку.
Первая волна переселенцев. Сефарды.
В 1492 году Фердинанд и Изабелла, добрые католические короли Кастилии и Арагона, окончательно решили, что в их землях будет рай земной, но лишь для христиан. Всем иноверцам было предложено принять истинную веру, либо покинуть эти земли в срок 4 месяца. Имущество и немалые ценности поступили в бюджет королевства, что позволило спонсировать экспедицию Колумба. Тогда же появилась инквизиция - высший суд в вопросах веры. Но речь не об этом.

Часть евреев-сефардов переселилась в Португалию (там вскоре повторилась та же история), а также в северную Африку и Османскую Империю, другая часть отправилась на север. Оставшимся же крещеным евреям, называвшимся маранами, принятие католицизма давало право на сохранение имущества и бизнеса, но даже через 100 лет они продолжали тайно исповедовать иудаизм, давали детям как еврейские, имена, так и испанские или португальские крещеные имена.
Например, идальго Херонимо Нуньес да Коста получил образование в Гейдельбергском университете и стал посланником Португальской короны в Амстердаме в возрасте 25 лет. Этот человек памятен тем, что в 1671 году его семейство почти полностью спонсировало постройку португальской синагоги (Эсноги) в Амстердаме, которая действует до сих пор и расположена по адресу Mr. Visserplein 3. Его тайное имя было Моисей Куриэль. В своем доме в Амстердаме он не раз принимал правителя Нидерландов.

Интерьер Эсноги. Фото https://jck.nl/


Интерьер Эсноги. Фото https://jck.nl/
Итак, первые еврейские поселенцы в Амстердаме нашли новую родину в Республике Семи Северных Провинций Нидерландов в конце 16 века, когда там объявили независимость от Испании. Многие из них были богатыми и влиятельными людьми - купцами и банкирами, с налаженными экономическими связями со всей Европой и востоком. Они сразу же стали спонсорами Независимых Провинций и Оранского дома, можно сказать, купили право на жительство для своей общины. Но сотрудничество было на пользу обеим сторонам - Нидерланды стояли на пороге своего величайшего "золотого века".
И хотя формально существовала свобода вероисповедания, лицензию на религиозные собрания сефарды получили лишь в 1603 году. Ввиду того, что большая часть конгрегации разговаривала по-португальски, молитвы читались именно на этом языке. Интересно, что сейчас часть молитвы за мир голландского королевского дома читается по-португальски - в память о тех днях.

Фото из Википедии


Фото из Википедии
Рассказывая о сефардской общине, нельзя не вспомнить о Бенедиту де Эспиноза (тайное имя Барух Спиноза). Выдающийся мыслитель был из Амстердамских сефардов, но за свои радикальные идеи был исключен из общины в возрасте 23 лет (1655 год). Он похоронен на христианском кладбище в Гааге, а в Амстердаме на улице Zwanenburgwal ему установлен очень интересный памятник.

фото Википедия


фото Википедия
Вторая волна переселенцев. Ашкенази.
Ашкенази пришли с востока, из Польши и Германии в середине 17 века. Они бежали от ужасов 30-летней войны, погромов Хмельницкого. В отличие от сефардов, это были по большей части бедняки, и им не давали возможности селиться в Амстердаме - это было плохо для имиджа процветающего города. Свои первые общины они организовывали в окрестных гродах, но довольно быстро нашли путь к богатству через ремесло огранки алмазов. Монополия на эту деятельность сохранялась до 1870 года.
Община ашкенази в Амстердаме образовалась благодаря покровительству и финансовой помощи от сефардов, несмотря на религиозные и культурные отличия. К концу 17 века ашкенази в городе стало вдвое больше сефардов, они построили свою синагогу напротив Эсноги. Название Амстердама Мокум означает "город" на идиш, языке ашкенази.
В 1748 году семья немецких евреев-ашкенази де Пинто сделала огромный вклад в опустевшую казну Вилема IV, когда страна воевала с Францией. Но еще через 50 лет, благодаря Французской революции произошла эмансипация евреев. Они впервые получили равные права с остальными гражаданами, например смогли участвовать в управлении городами и страной, служить в армии. Впрочем, консервативные члены общины не спешили воспользоваться новыми благами - из-за революции правитель Нидерландов и их защитник был изгнан.
Из-за эмансипации в 19 веке общины ашкенази и сефардов стали смешиваться с местными жителями, религиозные аспекты жизни постепенно теряли значимость, стали просто традициями.
К началу 20 века евреи составляли примерно 2% населения Нидерландов, больше половины их проживало в Амстердаме. В 30х годах прибыло примерно 30-35 тысяч беженцев из Германии и Австрии и еврейская община в стране достигла 153 тысяч человек. Холокост пережило менее 10% из них.

Мемориал в Утрехте. Собственное фото


Мемориал в Утрехте. Собственное фото
 

Сверху