Философия времени

Тема в разделе "Философия", создана пользователем VicRus, 4 июл 2007.

  1. VicRus

    VicRus Administrator

    Регистрация:
    25 фев 2007
    Сообщения:
    9.506
    Симпатии:
    0
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Пенсионер, ветеран труда
    Адрес:
    Москва
    Сайт:
    Реальное имя:
    Виктор Алексеевич
    .
    Вадим Чернобров

    Проблема Времени всегда интересовала философию и тема Времени, безусловно, является одной из основополагающих в философии. Можно сказать, что Время - вообще одно из основ буквально всех бытовых и научных представлений об окружающем мире, о Вселенной и даже о самом себе. Нельзя также отождествлять
    философские представления о Пространстве и Времени с физическими теориями Пространства и Времени. На современном уровне наших знаний принято разграничивать следующие понятия времени:

    - реальное (физическое) Время; - перцептуальное время (условие существования и смены наших ощущений, присущие субъекту формы чувственности); - концептуальное Время (абстрактно-математические структуры, способные моделировать пространственно-временные отношения); - топологическое Время (физические структуры, моделирующие свойства всех временных измерений).

    Кроме того, различают метрические (связанные с измерением) и топологические (сохраняющиеся при любых взаимно однозначных и непрерывных преобразованиях объекта) свойства Времени.

    Так или иначе, взгляды учёных на Время оказывают сильное воздействие на развитие представлений обо всех других физических и философских понятиях, и - наоборот... Философы рассматривают Время неотрывно от понятий
    Пространства и Движения, а также пытаются проследить отношения Времени к материи, т.е. понять насколько Время является реально существующим (или это - чистая абстракция, существующая у нас в сознании). Физики же при описании свойств Времени чаще всего говорят о понятиях Энтропии Вселенной, о Мерности Пространства, о заряде и спине элементарных частиц, обэлектромагнитных полях.

    Что такое Время?
    Правильней было бы начать отвечать на этот вопрос известным изречением Блаженного Августина. (354-430 гг. до н.э.):

    "Я прекрасно знаю, что такое время, пока не думаю об этом. Но стоит задуматься - и вот я уже не знаю, что такое время!"

    Цитата хороша не столько тем, что показывает остроту ума древнего философа, сколько тем, что очень чётко отражает и наше современное положение в деле изучения такого всем хорошо знакомого с детства понятия как Время. Действительно, современные учёные усиленно занимаются изучением физики Времени, но чем больше они задумываются, тем... больше знаков вопроса возникает перед нами!.. Но не будем забегать вперёд, вернёмся в те времена, когда прерогатива изучения Времени была только у философов, и даже ещё раньше - в те времена, когда человек впервые задумался о смене дня и ночи и о причинах собственного старения...

    "Время" - первоначально это слово, вероятно, могло обозначать какие-то обобщающие впечатления о переменах, длительности, повторяемости или цикличности. И только много позже оно стало означать собственно время. В
    "Толковом словаре живого великорусского языка" В.И.Даля "время", кроме привычных нам, имеет ещё такие значения, как "погода, состояние воздуха", а также "счастье, земное благоденствие, благосостояние" (даже слово
    "временщик" раньше имело совсем иной смысл). И не только в русском, но и в некоторых других языках одно и тоже слово имело значения и "время" и "погода", например, в чешском "время" - "сas" (час), погода - "pocasi" (почаси), в русском "погода" имеет корень "год". Эти далеко не полные сведения говорят о том, что наши далёкие предки ощущали связь между понятием времени и постоянной повторяемостью природных условий. Видимо, регулярное
    изменение погоды служило для них очевидным и наглядным проявлением того, что в жизни постоянно что-то меняется. И непосредственным предшественником русского "времени" было древнерусское "время" или "вертмя".

    И лишь значительно позже, примерно в первом тысячелетии до нашей эры, люди наконец стали понимать, что время - это нечто большее, чем просто погода. И хотя погода всё ещё оказывала сильнейшее воздействие на все стороны жизни ибыта пралюдей, тем не менее в какой-то момент люди поняли, что процессы старения не зависят (или почти не зависят) от погоды. Как оказалось, и старение (людей, вещей), и погода сами оказались зависимыми от чего-то более могущественного и (как казалось) постоянного. Примерно так же и "погода" зависит от "времени года"... Именно это представление о Времени закрепилось как базовое: "Время - форма последовательной смены явлений и состояния материи" (определение взято из последнего издания Большой Советской Энциклопедии)...

    Удивительно, как сильно понятия пространства, времени и движения связаны в наших представлениях. Не всегда осознанно, никогда специально, но они тесно переплетены и фактически не существуют отдельно друг от друга. Интуитивно это человек ощущал, вероятно, с тех пор, как стал разумным, а сформулировал и обрисовал - уже в Древнем Мире. Пожалуй, самый яркий пример этому - определение механического движения, данное древними философами.

    Существование движения - факт вроде бы очевидный. Но - не для древнегреческого основателя элейской школы Парменида. Если сейчас мысли этого философа вызывают недоумение, то у его современников - иронию и возмущение. Идеи Парменида развил его ученик - Зенон, чтобы защитить учителя и заставить современников сомневаться в своих умственных способностях, он создаст свои знаменитые апории, среди которых самая известная - "Стрела". Она ставит очень простой вопрос: движется ли летящая стрела? В каждый момент времени стрела находится в определённом месте, иными словами, покоится в нём. Но при этом она всё-таки движется и может долететь до цели! Так движется стрела или покоится? Продолжив логически рассуждения, можно спросить, есть ли движение, или оно принципиально не существует? Есть ли время, наконец?!

    Нельзя дать однозначный ответ на эти вопросы. Обычная логика не позволяет разрешить этот парадокс ( именно такое значение имеет греческое слово "апория"). Можно называть апории ненужным умствованием, можно докапываться до смысла выражения "момент времени". Проблема, которую обозначил Зенон этой апорией, остаётся, теперь, через 2500 лет после Парменида, она носит название проблемы поиска кванта Времени...

    Впрочем, кванты Времени искали далеко не все, древние натурфилософы Демокрит, Эпикур и их последователи вплоть до ХХ века считали Время протекающим неразрывно и равномерно. Время в представлениях Аристотеля также непрерывно (т.е. неквантовано). Но чтобы делить время на равные части, необходимо движение, которое делится на одинаковые циклы. Таково, например, повторяющееся круговое движение, которое служит естественной мерой времени. Аристотель подчёркивал, что "движение измеряют простым и наиболее быстрым движением... поэтому в учении о небесных светилах... в основу кладётся равномерное и наиболее быстрое движение - движение неба, и по нему судят обо всех остальных..."

    Модель космоса Аристотеля включала в себя 56 сфер. При этом движение планет по своим свойствам отличалось от движения, возможного на Земле. Пространство космоса было иным, чем пространство земной поверхности. Надлунный мир, полный совершенных движений (и свойств времени), был совершенно непохож на наш земной (подлунный) мир. Говоря современным языком, земное Время резко отличается от космического Времени!..

    Сложно сказать, почему, но такое разделение мира на надлунный и подлунный надолго сохранилось в науке (и до сих пор встречается в поэзии). Возможно, причиной этого был непререкаемый авторитет Аристотеля, а может быть, свойственное людям представление, что хорошо там, где нас нет. Так или иначе, подобное разделение держалось в науке вплоть до Галилея (двадцать веков!). Теория движения, созданная Аристотелем, так же как и модель движения небесных тел Птоломея, неплохо объясняла возможные физические ситуации. Представление о космосе, созданное этими двумя мыслителями, считалось "правильным" 14 веков. И хотя геоцентричная система не выдержала
    проверку временем, тем не менее, разделение Пространства-Времени, точнее, его свойств, на Земные и Космические в некоторой степени сохранилось до сих пор. Здесь, на нашей планете скорость течения Времени практически неизменна, чего нельзя сказать о Космосе с его чёрными дырами и космическими скоростями. Ниже будет показано, что подобные представления о Земле как о заповеднике Времени, в корне оказались неверными, и на Земле имеется целый ряд мест с так называемым аномальным ходом течения Времени, что и было подтверждено целым рядом экспериментов в последние годы...

    За прошедшие века несмотря на возросший интерес ко Времени, как к объекту физического исследования, так и не было получено удовлетворяющего всех определения Времени. Одни философы, такие как Беркли, Юм, Мах, понимали под Временем некую форму индивидуального сознания, последователи Канта рассматривали Время как априорную форму чувственного содержания, сторонники Гегеля не без оснований полагали, что Время есть элемент абсолютного духа...

    Философы-идеалисты отрицали зависимость Времени от материи, материалисты же были против постановки знака равенства между Временем и формами индивидуального сознания. Тем самым материалисты подчёркивали объективный характер Времени и его неотделимость от материи. Однако философское осмысление проблемы резко тормозилось скромными познаниями физики о свойствах Времени, очень долго никто из учёных не мог "пощупать" Время, поэтому разрешение многовекового спора затянулось на века. Одно расплывчатое определение сменяло другое, пока наконец их место не заняло новое: "Время - одно из основных форм существования материи, выражающее последовательность существования сменяющих друг друга событий".
    ...
     
  2. VicRus

    VicRus Administrator

    Регистрация:
    25 фев 2007
    Сообщения:
    9.506
    Симпатии:
    0
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Пенсионер, ветеран труда
    Адрес:
    Москва
    Сайт:
    Реальное имя:
    Виктор Алексеевич
    ...
    ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧЕНЫХ О ВРЕМЕНИ

    Впечатление движущегося, текущего, проходящего всегда в одном направлении времени фундаментально для опыта человека западной культуры. Физика делает различие между прошлым и будущим. Наш ум различает ещё и настоящее. Прошлое можно вспоминать, будущее можно планировать, но живём и действуем мы теперь. Момент настоящего - момент нашего доступа к событиям во Вселенной. Но что же такое "теперь"? Оно есть в философии, его фактически нет в физике. Не получается не только определить этот момент, но даже описать его на языке этой науки. Если считать, что "теперь" - это отдельный момент времени, то возникает вопрос "какой именно момент?" Ведь каждый момент становится "теперь", когда он "наступает". Но стоит этому случится, как "наступившее" "теперь" становится "прошлым".

    Вадим ЧЕРНОБРОВ
    .

    Попадая в такой тупик, физика оказывается неспособной продвинуться в толковании понятия настоящего. Правда, специальная теория относительности (СТО) пытается несколько прояснить ситуацию: для всех точек пространства нет единого, общего настоящего момента. Событиям, происходящим на расстояниях, не связанных световым сигналом, нельзя приписать жёсткого хронологического порядка, одинакового для всех наблюдателей. Таким образом, одна из характерных черт, которая приписывалась "теперь", предполагавшая, что все люди испытывают одно и то же "теперь", оказывается неоправданным обобщением. Даже слушая прямые трансляции радиослушатели, находящиеся на разном удалении от радиостанции, мы воспринимаем сигналы далеко не одновременно. Всеобщего "теперь", говорит СТО, не существует, оно индивидуально.

    Неужели разделение Времени на прошлое, настоящее и будущее следует искать лишь в нашем сознании, а не в физическом мире? Ведь "теперь" в сознании (и языке) постоянно движется из прошлого в будущее. Так что же, движение Времени и его направление - только особенности нашего сознания? Впрочем, позже мы вернемся к теме настоящего...

    Эйнштейн действительно вернул в физику Время, соединив его с пространством, изменив при этом концепцию Времени у Ньютона. Однако незадолго до смерти Эйнштейн писал, что потерпел в своей жизни два поражения в браке и не нашёл единомышленников, за исключением Ньютона. Но ведь в динамике Ньютона Время - внешний параметр, у него нет выделенного направления. До конца жизни Ньютон считал Время иллюзией, не учитывая его в своих уравнениях, тем не менее он ...старел так же, как и все!

    Лишь в последние десятилетия в науке начали возникать теории, по-иному оценивающие ход Времени. Время оказывается связанным со степенью сложности системы. Например, в системе, которой является маятник, нет места оси Времени. Но это не значит, что также обстоит дело во Вселенной, что там тоже нет места измерению Времени. Маятник - очень простая система. Когда мы думаем о сложных системах, то, как правило, имеем в виду биологические системы или человека. Но это не единственный вариант сложных систем. Самое важное в них - способность к самоорганизации, повышению своей степени сложности. (Причём сложные системы способны к этому без внешнего вмешательства).

    Эволюция и течение Времени оказываются сильно связаны между собой. Вряд ли можно указать, что из них является причиной, а что - следствием. Новые теории - ещё не решение проблемы хода Времени, а лишь новый подход к ней.
    Главные работы в этой области принадлежат швейцарскому учёному, лауреату Нобелевской премии Илье Пригожину. Один из главных аспектов его теории состоит в том, что она позволяет определить на основе физики и химии, чем
    вызвана направленность Времени. Кроме этого, она позволяет по-иному взглянуть и на материю. В свете теории Пригожина материя становится более динамичной, "синергетичной", способной к самоорганизации (в некотором
    смысле - к рождению из ничего!). Понятия прошлого, настоящего и будущего Времени перестают быть только языковыми конструкциями. Они обусловлены физической природой мира, в котором нам довелось жить. Это открытие влечёт за собой новое понимание старых проблем Пространства, Времени, Движения, а в конечном итоге и проблемы места человека во Вселенной. Так будет ли создана новая, отличающаяся от эйнштейновской научная картина мира? И найдётся ли в ней наконец место времени и человеку?

    Чрезвычайно важной характеристикой Времени является его направленность от Настоящего к Будущему (свойство "Стрелы времени"). Эта проблема и в физике, и в философии наименее изучена. В физике иногда прибегают к понятию
    обратимости, обращения (инверсии) Времени. Так, например, американский физик Р.Фейнман предложил оригинальную интерпретацию состояний с отрицательной энергией в теории электронов Дирака, которая заключается в следующем: "...состояния с отрицательной энергией рассматриваются как состояния, в которых движение электронов носит попятный характер во времени... так что попятно движущийся электрон подобен позитрону, движущемуся в обычном направлении". Советский физик А.А.Соколов, проводя анализ явления несохранения четности при слабых взаимодействиях, также прибегает к понятию обращения Времени.

    Интерес представляют также подходы А.Грюнбаума, Дж.Уитроу, Я.Зельдовича и И.Новикова к проблеме асимметрии времени. Так, например, Я.Зельдович и И.Новиков считают принципиально неправильными "попытки связать направление времени только с теми или иными конкретными и сложными явлениями. Различие между Прошлым и Будущим существует в любом процессе, в том числе и в системе, состоящей из двух частиц... В качестве возражения последнему утверждению обычно выдвигают обратимость законов - возможность замены "t" на "-t" в уравнениях. Однако для решения связанных со Временем уравнений нужно, кроме уравнений, задать начальные условия. В теории, в которой рассматривается поле (для определённости электромагнитное), мы вынуждены
    задавать условие излучения, которое несимметрично относительно Прошлого и Будущего..." Ниже мы вернёмся к проблеме инверсии, но уже рассмотрим её с учётом последних экспериментальных данных и с точки зрения перспектив применения знаний о Времени...

    Развитие материи приводит к возникновению её новых видов, а также новых свойств форм её существования - Пространства и Времени, которые обладают как общими свойствами (формы существования материи), так и особенными, определёнными законами развития данного вида материи. Внутренние противоречия материи находят своё проявление и во внутренней противоречивости Пространства и Времени. Они по своей природе бесконечны и
    конечны. Бесконечность Пространства складывается из конечных протяжённостей отдельных материальных объектов, а бесконечность Времени - из конечной длительности отдельных материальных процессов.

    Пространство и Время представляют единство прерывности и непрерывности. Противоречивость Пространства связана с наличием его протяжённости и структурности, противоречивость Времени - с бесконечной длительностью и сменой моментов. Протяжённость и длительность - суть формы выражения непрерывности, а структурность и её моменты - прерывности. Конечная протяжённость предметов создаст прерывность в непрерывном Пространстве. Начало и конец процесса вносят прерывность и в непрерывный ход Времени.

    Диалектико-материалистическое понимание сущности Пространства и Времени и их соотношения с материей и движением, как это было показано выше, заключается в признании того, что Пространство и Время являются основными объективно-реальными формами бытия движущейся материи, что они обусловлены в своих свойствах движущейся материей и в то же время обладают своими специфическими чертами. Всякое нарушение этих соотношений материи, движения, Пространства и Времени, по мнению современных философов материализма,
    неизбежно приводит к идеалистическому и метафизическому искажению всей проблемы. Так, известный критик диалектического материализма иезуит Густав Веттер пишет: "Главной ошибкой учения диалектического материализма о пространстве и времени является то, что... в основе его лежит та же материалистическая предпосылка о материальности всякого бытия". Откажитесь от диалектико-материалистического решения основного вопроса философии, призывает Веттер, и тогда учение о Пространстве и Времени можно будет "согласовать" с теософскими учениями. Для этого он даже пытается сблизить марксистскую философию с неотомизмом: "В основе своей воззрение
    диалектического материализма на пространство и время совпадает с воззрением схоластики, для которой Пространство и Время есть мысленные предметы с вещественной основой (ens rations cum fundamento in res), содержащие в себе, следовательно объективное и субъективное. Объективная сторона, вещественная
    основа понятия Пространства есть протяжённые материальные предметы; понятия Времени - последовательность состояний предметов. Эти понятия являются субъективными, мысленными предметами, поскольку мы воспринимаем, вернее, представляем пространственное развёртывание и временное чередование как что-то существующее само по себе и от вещей независимое".


    В.И.Ленин подчёркивал, что человеческие представления и понятия о Пространстве и Времени абсолютны и относительны одновременно. Их абсолютность связана с признанием объективной реальности Пространства и
    Времени как основных форм существования движущейся материи, а их относительность выражается в том, что человеческие представления о Пространстве и Времени историчны, неполны, изменчивы, зависят от естественнонаучных данных о свойствах Пространства и Времени. Нелишне добавить, что наши представления о Пространстве и Времени постоянно изменяются, особенно в настоящее время в связи с достижениями науки.

    Академик В.А.Фок писал: "К научному, физическому понятию пространства и времени можно подойти, выделив путём абстракции в соотношениях между событиями материального мира пространственно-временную сторону". Первые
    научные понятия Пространства и Времени мы находим в классической физике. В ньютоновской механике Пространство и Время рассматриваются как объективные формы существования материи, но в отрыве друг от друга и от движения
    материальных тел. Ньютон полагал, что тела и их движение не оказывают никакого влияния на течение Времени и на свойства Пространства. Такая точка зрения на Пространство и Время ведёт к признанию возможности мгновенной
    передачи взаимодействия между телами, к мысли о том, что любое явление может быть причиной любого другого, независимо от пространственного и временного интервала между ними. В привычных нам условиях нашего Пространства-Времени реальное взаимодействие тел не может передаваться мгновенно. Оно может передаваться только от одного объекта к другому за определённый промежуток времени и в определённом пространственном интервале. Поэтому признание возможности мгновенной передачи взаимодействия между телами, вытекающее из
    признания безотносительности Пространства и Времени к движению тел, являлось серьёзным методологическим затруднением в классической механике и преодоление этой трудности связано с созданием теории относительности.

    Как известно, СТО покоится на двух постулатах:
    - постоянство скорости света в вакууме;
    - во всех инерциальных системах координат законы природы находятся в
    согласии. Это положение именуется в некоторых источниках "специальным
    принципом относительности".

    Теория относительности показала ограниченность взгляда классической механики на Пространство и Время как на абсолютные, не связанные друг с другом и с движением материальных тел, показала, что абсолютного пространства в смысле безотносительности к движению материальных тел не существует. Тем самым она подтвердила и конкретизировала положение диалектического материализма о Пространстве и Времени как о формах существования движущейся материи, о связи их определенных свойств друг с другом.

    Вокруг теории относительности с момента её возникновения идёт острая борьба между материализмом и идеализмом. Идеалисты при этом проводят мысль о непознаваемости мира, о субъективности научного знания, торжестве духа над
    материей. Так, например, английский философ Уилдон Кэр утверждает, что "до сего времени было трудно найти место для духа в объективной системе природы. Но когда реальность берётся как определённое число, что принуждает нас делать теория относительности, тогда наблюдатель неотделим от того, что он наблюдает, а дух - от своего объекта. Следовательно, более не оспаривается первенство духа над материей".

    Подобные утверждения часто встречаются как в работах философов-идеалистов, так и в трудах некоторых физиков. В свою очередь, в критике идеалистических выводов из теории относительности принимает участие ленинский анализ
    диалектики понятий "абсолютное" и "относительное". Абсолютной в физике называется такая физическая величина, которая не зависит от системы отсчёта, а относительной - такая, которая зависит от нес. Идеалисты, по мнению
    материалистов, заменяют философское (диалектико-материалистическое) содержание понятий "абсолютное" и "относительное" физическим и утверждают, что поскольку координаты частицы, ес скорость всегда останутся сугубо
    относительными величинами (в физическом смысле!), т.е. они никогда не превратятся даже приближенно в абсолютные величины, то они якобы никогда не смогут даже приблизительно отражать абсолютную истину (в философском смысле). По материалистическим же понятиям, координата и скорость, совершенно не обладая абсолютным характером (в физическом смысле), являются средствами приближения к абсолютной истине в марксистском смысле.

    СТО устанавливает относительный характер Пространства и Времени (в физическом смысле), современные же идеалисты истолковывают это как отрицание СТО объективного характера Пространства и Времени. Относительный характер одновременности и последовательности, вытекающий из относительности Времени, идеалисты пытаются использовать для отрицания необходимого характера причинной связи. В диалектико-материалистическом понимании и классические представления СТО есть относительные истины, включающие в себя элементы абсолютной истины. Утверждая абсолютный (в физическом смысле) характер пространственного и временного интервала СТО также показала момент абсолютного (в философском смысле), который заключается во Времени и Пространстве как формах существования движущейся материи. Утверждая постоянный универсальный характер скорости света в вакууме, СТО вскрыла конкретный характер связи Пространства и Времени с движением. Считая, что скорость света есть предельная скорость передачи взаимодействия (что сейчас под вопросом), она показывала, что причинная связь между явлениями не может осуществляться вне зависимости от определённой координации этих явлений в
    Пространстве и Времени. Только те явления могут быть причинно связаны, которые находятся в определённой временной и пространственной зависимости. Мерой этой зависимости является скорость света в вакууме. Два события могут быть причинно связаны только в том случае, если луч света за промежуток времени между этими событиями проходит расстояние большее, чем расстояние между этими событиями, или, по крайней мере, равное ему. В противном случае эти события не могут быть причинно связанными в силу больших расстояний и малых промежутков времени. Причинная связь могла бы иметь в этом случае место, если бы перенос взаимодействия между телами осуществлялся мгновенно; иными словами, если бы материальные процессы не координировались в
    Пространстве и Времени. Позже вопрос взаимозависимости Времени и причинно-следственных рассмотрел и развил советский физик-астроном Н.А.Козырев, о котором стоит упомянуть отдельно...

    Однако, вернёмся к СТО. Также она вскрыла конкретные количественные закономерности, которые связывают изменения отдельно взятых пространственных и временных масштабов физических явлений со скоростью относительного движения соответствующих материальных объектов и систем отсчётов. Иными словами, было теоретически предсказано (а затем экспериментально доказано), что при околосветовых скоростях движения материальных тел (не излучений) размеры и массы тел, а главное - скорость течения Времени изменяется по
    сравнению с теми, что имели место в покоящейся системе.

    В СТО взаимосвязь Пространства и Времени отражается математическим понятием четырёхмерного континуума (т.е. непрерывного множества точек), где роль четвёртой координаты играет Время. Положение тел в четырёхмерном
    Пространстве (событие) определяется четырьмя величинами, образующими интервал (расстояние), остающийся неизменным (инвариантным) при переходе от одной инерциальной системы отсчёта к другой...

    П.Дирак, П.Иордан и Ф.Дике высказали идею об изменении постоянной тяготения - k - во времени (k=1/t). Следствием этой гипотезы является предположение о том, что сила тяготения убывает со временем. В этом случае
    важные константы физики элементарных частиц, такие, как фермиевская постоянная слабой связи, зоммерфельдовская постоянная тонкой структуры, должны также меняться со временем. Изменение a=1/137 со временем привело бы также к сдвигу ядерных уровней, а это вызвало бы изменения во времени жизни метеоритов и различных горных пород. Анализ значений этих постоянных, проведённый советским физиком И.Л.Розенталем, привёл его к выводу, что "изменение одной из функциональных постоянных при неизменности остальных (так же, как и при сохранении всех физических законов) приводит к существенному качественному следствию - невозможности существования основных устойчивых связанных состояний: ядер, атомов, звёзд и галактик". Этот вывод имеет большое философское значение. Автор далее подчёркивает, что наши основные физические закономерности, также как и численные значения фундаментальных постоянных, являются не только достаточными, но и необходимыми для существования основных состояний материи, полей, вещества (а значит и жизни!). Иначе говоря, если изменить в физике значение фундаментальных постоянных в пределах порядка, то должны не только произойти незначительные количественные изменения в физической картине мира, но и станет невозможным существование основных объектов природы. Итак, назовём вещи своими именами - жизнь во Вселенной (в известной нам форме) возможна только при существующей сейчас скорости нашего Времени; если бы это значение изменилось - Вселенная могла бы вообще не возникнуть! И некому было бы рассуждать о философском значении Времени?..

    Вадим ЧЕРНОБРОВ
    .
     
  3. VicRus

    VicRus Administrator

    Регистрация:
    25 фев 2007
    Сообщения:
    9.506
    Симпатии:
    0
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Пенсионер, ветеран труда
    Адрес:
    Москва
    Сайт:
    Реальное имя:
    Виктор Алексеевич
    ...
    КАК ОБОГНАТЬ ВРЕМЯ

    Наталия АБРОСИМОВА, психолог

    Приходилось ли вам когда-нибудь опаздывать? Или ждать кого-то? Или торопиться успеть все сделать в срок, при этом нервничая и допуская кучу ошибок? А может быть, вас раздражает медлительность окружающих? Или не
    нравятся люди, которые вечно спешат и суетятся? Наверное, такие ситуации время от времени возникают в жизни каждого из нас. Конечно, если мы не буддисты из высокогорного Тибета и не индийские йоги. Недаром говорят, что нет ничего хуже, чем ждать или догонять. Но если подобное происходит в вашей жизни постоянно, то есть повод задуматься и что-то предпринять, пока это не вылилось в хроническую усталость, нервозность или, того хуже, в реальные болезни. Как когда-то сказал Бенджамин Франклин, <время - это ткань, из которой состоит жизнь>. Причем жизнь не просто как абстрактное понятие, а жизнь каждого из нас.

    С одной стороны, существует внешний мир - с его законами движения, доказанными физикой, и изученными причинно-следственными отношениями. В нем есть место парадам планет, смене времен года, течению рек и морским приливам. Только... существует ли там время? Или, как сказал французский философ прошлого века М. Мерло-Понти, <должен существовать субъект, который наблюдает положение вещей, а взор его сознания оживляет и формирует события мира>? Вслед за великим философом остережемся говорить о времени <вообще>, о времени как о физическом понятии, не зависящем от человека. Возможно, именно человек с его активным сознанием, мыслительными способностями и творит время.

    А как же тогда быть с такими <объективными> вещами, как смена дня и ночи, ритмы жизни города, движение стрелок часов на Спасской башне? Но если задуматься, то именно человек наблюдает за всем этим и привносит в каждое событие смысл. В часах как таковых времени нет и никогда не было. Зато мы сами, каждый раз глядя на циферблат, произносим про себя: теперь, наконец-то, еще рано, прежде и т. д. То есть часы на самом деле вовсе не
    являются предметом нашего внимания, а мы измеряем время только для того, чтобы позволить себе его потратить. Мы сами <наделяем> мир временем, но порой настолько увлекаемся следованием его законам, что забываем о том, что время исходит все-таки от нас.

    ЧАСЫ ВНУТРИ НАС

    Возможно, когда-то в будущем ученые найдут в мозге тот заветный механизм, который позволяет человеку жить во времени и использовать его. Тогда, сделав некоторые анализы и выполнив тесты, мы сможем поставить точный <диагноз> своих временных особенностей. А пока приходится говорить лишь об определенных характеристиках, позволяющих человеку чувствовать время и управлять им.

    Некоторые особенности нашего внутреннего времени врожденные и достаются нам по наследству. Например, люди по своим биологическим часам могут относиться к <жаворонкам> или <совам>, быть медлительными или суетливыми благодаря свойствам нервной системы. Жизненные ритмы организма также задаются частотой движений, дыхания, сердцебиения и другими чисто физиологическими показателями. Это та основа, на которой строится наше с вами внутреннее время. Но дальнейшее зависит от конкретного человека. Ведь время <внутри нас> отличается от поступательного движения стрелок и ежечасного боя курантов. В нем возможны отходы назад, повторы, возобновления. Его можно ускорять и замедлять.

    Мы порой не замечаем существования психологического времени, потому что в обычных условиях наши внутренние часы достаточно хорошо синхронизированы относительно внешнего мира. Но если гомеостаз отношений вдруг нарушается, то необычные свойства психологического времени выходят на первый план.

    КОГДА МИНУТА ДЛИННЕЕ ЧАСА
    Всем нам еще с детства известно, что в каждом часе 60 минут. Только в одной ситуации этот час пролетает быстрее нескольких секунд, а в другой - одна минута тянется, кажется, целый год. Подобное бывало с каждым из нас. Зная об этом, можно заранее подготовиться и избежать многих неприятностей. Так, в ситуациях ожидания, скуки или болезни обычно возникает ощущение того, что собственное время замедлилось и ползет еле-еле. В других случаях происходит ускорение времени. Обычно оно возникает в ответ на внутренние потребности человека выйти за пределы отмеренных ему возможностей, что характерно для ситуаций угрозы жизни или стресса.

    Интересно, что эти закономерности достаточно постоянны. Хотите проверить эмоциональное состояние своих знакомых? Засеките время и через 30 секунд попросите их оценить данный временной интервал. При плохом самочувствии он будет восприниматься как одна минута, а в состоянии легкой эйфории - как 15-20 секунд.

    У РУЛЯ ВРЕМЕНИ
    Один из законов Паркинсона гласит: <Чем больше времени, тем больше дел>. Можно с иронией вспомнить о том, что дела, действительно, умеют возникать <из ниоткуда>. А можно произнести этот закон как гимн человеку - властелину
    времени. Делая работу, я могу закончить все быстро и успешно. Я могу сделать это задание в несколько раз быстрее, чем другой, создав тем самым свое, более эффективное время. А могу не сделать ничего - и драгоценные часы (а
    порой дни или даже годы) будут упущены.

    Таким образом, мы либо используем время, либо теряем его. Разумеется, хотелось бы делать первое, причем не как получится, а максимально эффективно. Этим сейчас озабочен едва ли не каждый человек, так или иначе связанный с миром бизнеса. Ведь даже саму культуру современной деловой жизни часто называют QFN - quicker, faster, now, что в переводе означает <быстрее, скорее, сейчас>. Таким образом, не научившись рационально использовать,
    распределять и организовывать время, человек просто перестанет отвечать социальным требованиям. Осознавая это, каждый из нас стремится узнать как можно больше об эффективном использовании времени, овладеть необходимыми техниками. А их предлагается немало: планирование будущей деятельности, временной анализ
    прошлых дел, освоение макроинтервалов будущего времени, построение длительной временной перспективы и т. д.
    Но не следует забывать и о том, что для оптимальной регуляции и организации времени мы должны адекватно определять собственные возможности, выявлять степень их соответствия внешним условиям деятельности.

    Поэтому первым этапом развития собственной компетентности в плане использования времени должен стать самоанализ. Поняв, что собой представляют свое время, свои индивидуальные особенности его проживания, темп и ритм деятельности, можно более четко определять ситуации, в которых вы сможете добиться успеха. Если вы будете заранее знать о ваших слабых местах, то получите возможность подготовиться к вероятным проблемам.

    РЕЖИМЫ ВРЕМЕНИ
    Задумайтесь, в каком временном режиме вы привыкли работать? Какой ритм деятельности вам наиболее удобен?
    Возможно, это ситуация дефицита времени, когда все делается в <последнюю минуту>. Такой метод работы характерен для многих людей, и вы не исключение. Если этот темп вам удобен и устраивает ваших коллег, то прекрасно. Значит, вы умеете при необходимости организовать себя, завершить все в срок, вам нравится тот драйв, который вы при этом испытываете. Если же у вас возникают проблемы с временным режимом, то необходимо создавать себе более детальные планы. Таким образом, <последние минуты> для выполнения намеченного будут
    начинаться раньше, а значит, работа будет выполняться более равномерно. Попробуйте также, к примеру, придумать три способа выполнить порученную вам работу быстрее или определите себе награду за завершение дела на несколько дней (недель, часов) раньше намеченного срока.

    Иначе обстоит дело, если временной дефицит вас пугает. Вы теряетесь, начинаете нервничать, торопиться, допускать ошибки, когда поставлены в жесткие временные рамки. Если это про вас, то, возможно, вам нравится работать, когда время не задано вообще или его заведомо больше, чем требуется. То есть для вас удобнее организовать свою деятельность так, чтобы в ней совсем не было заданного <внешнего> срока. Ведь вы сами по себе внутренне активны и потому <оптимальны> в ситуации временной неопределенности. Если же жизнь ставит вас в некомфортные условия жестких сроков, то можно предпринять следующие шаги: во-первых, подумайте о том, что срочность - в высшей степени субъективное понятие. Вероятно, ничего страшного не произойдет, если срок будет сдвинут. Во-вторых, понятие срочности преходяще. Порой вы даже не можете вспомнить задачу, которая совсем недавно казалась срочной. Тем более никто, скорее всего, не пострадает, если все, названное крайне срочным, будет выполняться без
    излишней поспешности.

    Существуют люди, которые вообще с трудом могут работать без заданного срока. Возможно, вы ловили себя на мысли, что, если дело можно растянуть на долгие часы (дни, месяцы), то вам трудно заставить себя им заниматься. Это не значит, что вы любите делать все в последний момент, когда внешние обстоятельства не позволяют терять больше ни секунды. Но при этом для организации эффективной работы вам необходимо самой создавать себе <внешние опоры> в виде расписаний, планов, сроков, чтобы задание было выполнено в срок.

    И, наконец, есть некий <оптимальный> тип людей, способных работать в любых временных режимах. Если вы принадлежите к этому типу, то проблема времени, скорее всего, редко встает перед вами. А вашей способности к организации себя и своего времени можно только позавидовать. Вы вдруг увидели слабые стороны собственного режима работы? Не торопитесь менять его. Быть может, именно он сослужит вам неплохую службу, если просто
    пересмотреть организацию вашей рабочей деятельности, расписаний, планов, карты сроков. Ведь каждый способ использования времени в определенном виде деятельности может оказаться незаменимым.

    ПО ТУ СТОРОНУ СОЗНАНИЯ
    Итак, чем же является время для вас? Вашим другом, возможностью для всестороннего развития и самореализации личности? Или, наоборот, это оковы, не дающие проявить свою индивидуальность, Хронос, пожирающий своих детей?
    Не всегда можно вот так просто сесть и решить, что такое время для вас. Еще блаженный Августин сформулировал это свойство времени ускользать от определений: <Если никто меня не спрашивает, я знаю, что такое время; если
    бы я захотел объяснить спрашивающему, - нет, не знаю>.

    Это происходит потому, что не вся личностная организация времени подвластна нашему сознанию. Порой проблемы с эффективным использованием времени возникают именно из-за того, что сознательная и бессознательная сферы
    психологического времени рассогласованы. В таком случае пространство активности личности сужается до момента настоящего. Но это не значит, что человек живет <здесь и сейчас> и в полной мере наслаждается текущим моментом. Личность теряет возможность пережить всю полноту настоящего, не используя опыта прошлого и одновременно блокируя будущее.

    Вывод ясен: со своим бессознательным нужно дружить. Но перед тем как найти согласие, необходимо понять, что именно там происходит.

    МОЕ ВРЕМЯ
    Проведем простой тест, который поможет вам прояснить свое отношение ко времени. Попробуйте представить время, нарисовать его с помощью какого-нибудь символа. Можете закрыть глаза и нарисовать время мысленно. Посмотрим, что получилось.

    1. На вашем листе (или в мысленном образе) время обозначено как линия, точка или круг. Скорее всего, время воспринимается вами как жесткая внешняя сила, ограничивающая и подгоняющая вас. Возможно, вы редко задумываетесь о роли времени в вашей жизни. Для вас очень важно актуальное настоящее, вы нечасто строите планы, особенно те, которые относятся к отдаленному будущему.

    Прошлое также не играет большой роли, и это значит, что вы не полностью используете накопленный вами жизненный опыт. Все это особенно справедливо, если понятие <время> у вас ассоциируется с такими словами, как <срок>,
    <плен> и т. д.

    Попробуйте изменить собственное ощущение времени. Вновь представьте себе свой рисунок и поработайте с ним: начните мысленно <вытягивать> точку, чтобы она превратилась в линию, в прямую, уходящую в бесконечность. Возможно, ваша <точка> начнет двигаться, оставляя за собой след. Пусть этот след развивается, растет, расширяя тем самым ваше представление о времени. Таким же образом постарайтесь изменить линию или круг, если именно их вы нарисовали. Работа с бессознательным обязательно окажет воздействие и на ваши сознательные поступки и мысли.
    Если данный способ вызывает у вас затруднения, то можно пойти другим путем: начните анализировать ошибки и достижения прошлого, планировать будущее. Составьте план на следующий день, неделю, используя при этом знания о своих особенностях работы в разных временных режимах. Выделите те дела, которые являются действительно важными и срочными. Вы можете проверить это, задав себе несколько вопросов. Если на этой неделе я выполню только три задания, то какие я выберу? Если бы у меня была возможность обратиться за советом к величайшим мыслителям мира и использовать его для решения своих задач, то о чем бы я спросила? А что случится, если я сделаю это дело на следующей неделе? Будет ли это задание таким же насущным через месяц?

    Отдельное упражнение посвятите построению временной перспективы на долгие годы. Представьте себе, кем бы вы хотели стать через много-много лет. Ваши мечты могут касаться и профессиональной сферы, и семьи, и здоровья.
    Возвращайтесь к своему <идеальному образу> в течение нескольких дней, чтобы быть уверенной, что не ошиблись в выборе. После этого можно предпринять уже более детальное планирование: ставить перед собой цели, достижение которых приведет в конечном счете к осуществлению мечты. Конечно, все это займет некоторое время. Но в результате окажется и самым эффективным его вложением.

    2. Если вы нарисовали спираль, сходящуюся или расходящуюся, то, скорее всего, во времени вы чувствуете себя более свободно. Время подчинено вашей воле, вы умеете гибко обращаться с ним, использовать его динамизм. Вы
    ориентированы на будущее и комфортно чувствуете себя в ситуации неопределенности.

    Проверьте, в нужном ли направлении вы движетесь. Еще раз представьте себе свой рисунок спирали и попробуйте что-то в нем изменить. Растяните спираль или, наоборот, сожмите, постарайтесь направить ее в какую-нибудь другую
    сторону. Не забывайте при этом, что речь идет о времени.

    У вас получились манипуляции с рисунком? Если они вызвали некоторые затруднения, то это, скорее всего, означает, что вы не имеете четкой и долговременной цели. Возможно, вы находитесь сейчас в ситуации жизненного выбора и стоите на перепутье перед несколькими альтернативами. Но отсутствие дальней цели может быть и образом вашей жизни. Вы легко представляете себе разные варианты развития и идете по той дороге, которая кажется вам наиболее
    легкой, или приятной, или на которую вас просто подталкивают обстоятельства. Попробуйте поработать со своей долговременной перспективой. Найдите именно свою цель, и тогда вы всегда будете идти в нужном направлении.

    3. На вашем рисунке изображена вертикаль. Это может быть прямая, луч, отрезок, прямая с надетой на нее спиралью, расположенной в вертикальной плоскости. Это значит, что вы обладаете наибольшей свободой во временном отношении. То есть время для вас - понятие внутреннего плана. Его восприятие меняется в зависимости от внутренних условий и различных состояний сознания, вы можете управлять им согласно своим желаниям. Вы способны одновременно переживать и прошлое, и настоящее, и будущее. Следовательно, не только радоваться тому, что происходит <здесь и сейчас>, но и использовать опыт прошлого, и эффективно прогнозировать то, что впереди.

    Время зависит от вас, и вы сами можете строить стратегии и композиции разных времен. Конечно, связь между типом вашей личности и образом времени, который вы нарисовали на листе или в мыслях, не поддается прямой интерпретации. Не может быть однозначного перехода от рисунка к вашему неповторимому внутреннему миру. Но существуют определенные тенденции и символы, по которым вы можете увидеть и понять, чем для вас является время, как оно влияет на ваши поступки и организацию вашей деятельности. Осознав особенности своей работы в разных временных режимах, временные ориентации и темповые характеристики, вы научитесь эффективно управлять ими. А значит, не тратить свою жизнь, работая на время, а заставить время работать на вас.
    .
     
  4. VicRus

    VicRus Administrator

    Регистрация:
    25 фев 2007
    Сообщения:
    9.506
    Симпатии:
    0
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Пенсионер, ветеран труда
    Адрес:
    Москва
    Сайт:
    Реальное имя:
    Виктор Алексеевич
    .
    Технология постановки целей

    Постановка цели — не просто полезное занятие, а совершенно необходимый элемент успешной деятельности. Победители в жизни знают, куда держат путь. Проигравшие идут только туда, куда их посылают, или остаются на месте. Они проводят свою жизнь, работая для достижения целей других. Цель организует усилия. Фиксируясь в уме и пронизывая все подсознание, она начинает автоматически влиять на ваше поведение, направляя его на достижение результата. Психологическим эффектом этого будет то, что задача закрепится в вашем подсознании настолько, что будет принята за образец и план действия, который станет в конце концов доминировать во всей вашей жизнедеятельности и последовательно поведет вас к достижению цели.

    Исходя из изложенного мы предлагаем вам следующую технологию постановки цели.

    Во-первых,
    сосредоточьтесь на конкретной цели.


    Цель есть конкретный образ желаемого результата. Все, что неконкретно, неясно, расплывчато, не может исполнять организующую функцию цели. Конкретность цели является качеством, которое становится стимулятором мысли.

    Конкретная цель, фиксируясь в уме и удерживаясь в нем с намерением осуществиться, начинает автоматически влиять на все ваши действия с направленностью на достижение этой цели.

    Когда вы соединены со своей истинной целью и она живет внутри вас, возникают необходимые действия по ее реализации.

    Во-вторых,
    сформулируйте свою цель в категориях позитивных мыслей.

    Существуют две альтернативные стратегии мотивирования. Эти стратегии действуют различным образом, в различных направлениях и с различными результатами. Направление может быть к тому, чего вы хотите, либо же от того, чего вы не желаете. Оба эти направления важны. Ведь возможны же опасные ситуации так же, как и приятные и полезные вещи. Однако если вы имеете тенденцию выбора одного из них, ваша жизненная активность становится ориентированной либо на достижение успеха, либо на избегание неудачи. Направление мотивации — это ментальная программа, которая оказывает действие на всю вашу жизнь.

    Так, например, проблема "новогодних клятв", через которую многие из нас проходили (с нового года начать новую жизнь), заключается в том, что чаще всего они связаны с утратой, расставанием с чем-то дорогим.

    Это отрицания, то есть не цели, а антицели.

    Отрицание выражается в словах, а не в жизни. Вы ведь не ходите по магазинам со списком того, что не собираетесь покупать. Вы не приходите на вокзал с перечнем поездов, на которые не нужно садиться.

    Отрицание не дает толчка к действию, а нам обязательно нужно что-то делать, делать хоть что-нибудь.

    Убедитесь, что ваша цель представлена именно в плане того, что вы хотите, а не того, чего вы не хотите. К примеру, если вы формулируете свою цель следующим образом: "Я не хочу раздражаться, когда у меня что-то не получается" или "Я не хочу болеть", вы думаете о том, чего вы не хотите. Но когда люди думают о негативном, именно это и происходит в их жизни, так как они концентрируют на нем внимание. Сконцентрируйтесь на позитивном и скажите себе: "Я хочу научиться тому, что у меня пока не получается" или "Я хочу быть здоровым". Такое высказывание не только лучше звучит, но по существу перестраивает мозг, подготавливая вас к действию. Смена способа выражения цели на противоположный является простой операцией, которая, однако, многое может изменить.

    В-третьих,
    определите свою цель таким образом, чтобы иметь возможность достичь ее самостоятельно, независимо от действия других.

    Если реализация вашей цели зависит от усилия или желания других, вы можете оказаться в безнадежной ситуации. Предположим, что ваша цель звучит следующим образом: "Я хочу, чтобы окружающие перестали критиковать мою внешность". Подобная формулировка оставляет вас на слабой позиции, поскольку реализация вашей цели здесь зависит от окружающих, а не от вас. Однако эту же цель можно сформулировать и по-другому: "Что я могу сделать, чтобы нравиться самому/самой себе, независимо от отношения окружающих". В этом случае вы и только вы отвечаете за достижение своей цели. Это придает вам чувство уверенности в себе и возможность действовать.

    В-четвертых,
    переживите момент достижения своей цели.

    Цель — это то, что вы хотите. То, что нужно сделать, чтобы ее достичь, есть задача. Цели подталкивают вперед, но конкретные задачи, которые нужно выполнять для их достижения, воодушевляют отнюдь не всегда.

    Представление о том, что вы уже достигли поставленной перед собой цели и получили желаемый результат, является эффективным способом мотивирования себя этим результатом. Создайте воображаемую версию уже достигнутого. Переживите ее как живую реальность, войдите в нее. Например, если вам сложно решиться на начало уборки своего рабочего места, представьте, как вам легко и удобно работается, когда все на своих местах и нет ничего лишнего.

    Для достижения результата важно представить себе, что возможности его достижения уже существуют. Мысленная картина возможности осуществления цели должна быть настолько ясной и живой, чтобы стать реальной для вашей нервной системы. Причем столь реальной, чтобы вызвать те же самые чувства, которые вы испытали бы, если бы цель в самом деле была реализована.

    Создание конкретного, детального и живого образа обладания желаемым, разработка для себя богатого деталями сценария, в котором вы непосредственно переживаете обладание, является главным звеном в процессе целеполагания. Живите с ощущением уверенности, что вы уже добились желаемого. Не стремитесь к тому, чтобы все получилось хорошо. Просто закрепите это в сознании как уже свершившийся факт. Замените установку "все должно пройти успешно" на "все прошло успешно". Все уже позади, вы сделали это, поэтому наслаждайтесь победой от достигнутого. Поздравьте себя.

    Оставаясь же запертой у вас в голове, цель вряд ли будет руководить вашими действиями изо дня в день. Она будет таким же ориентиром в вашем пути по жизни, как мираж для затерявшегося в пути странника.

    Если у вас возникает отрицательная реакция на переживание воображаемого достижения, выделите то, на что вы реагируете. Вернитесь к постановке конкретной цели, проиграйте заново весь сценарий и замените в нем те части, которые у вас вызвали отрицательные реакции, затем представьте все заново и опять проверьте свое отношение к тому, что получили. Продолжайте заменять части и адаптировать результат до тех пор, пока полностью не почувствуете, что это именно то, что вам необходимо.

    В-пятых,
    выполните проверку возможных последствий достижения цели.

    До того как вы достигните результата в реальности, имеет смысл представить и то, как вы дальше будете с ним жить. Как изменения, которые произойдут в вас, повлияют на ваших близких, знакомых? Каким образом могут измениться с ними отношения, какие могут возникнуть проблемы? Ведь вы можете приготовиться к тому, что предвидите.

    Гораздо проще внести изменения в выкройку костюма, чем пытаться его перекроить, когда он сшит. Гораздо проще запретить строительство здания на стадии проектирования, чем когда оно строится или уже построено.

    При постановке главной конкретной цели основным правилом должно быть: если решение требует от вас внутреннего усилия, а результат не вызывает удовольствия, то, видимо, вы стараетесь изменить естественный ход дел. А это грозит неудачей. Если же вы задаете себе вопросы и действительно ощущаете спокойствие, то, значит, выработали решение, основанное на истинном положении дел, и тогда результат будет тот, какой вам необходим.

    В-шестых,
    закрепите вашу цель в подсознании.

    После того как вы осуществили постановку главной конкретной цели, ее необходимо ввести и закрепить в подсознании, проникнуться ею.

    Сплошь и рядом, сознательно стремясь к достижению какой-либо цели, люди подсознательно бывают не готовы ее добиваться. Декларируя желанность своей цели, в глубине души они не верят в ее достижимость или в свои способности, либо просто считают себя не заслуживающими искомого блага.

    Включение "автопилота" вашего подсознания, а точнее, снабжение его энергией уверенности и убежденности является важнейшим условием формирования готовности к достижению цели.

    Психологическим принципом, на основе которого сформулированная вами цель закрепляется в подсознании, является самовнушение. Внушение направлено к чувствам; его главный инструмент — повторение.

    Единичная мысль не обладает большой силой. Она подобна искре костра. Обладая сущностью и потенциалом пламени, искры от него обычно быстро исчезают. Просуществовав лишь несколько секунд, они улетают ввысь и там мгновенно сгорают. Но, многократно повторяя свою мысль, можно сконцентрировать и направить, увеличить ее силу. Чем больше число повторений, тем большую силу и способность к выражению приобретает мысль.

    Слабые и разрозненные мысли — слабые и разрозненные силы. Сильные и сконцентрированные мысли — сильные и сконцентрированные силы.

    Каждый вечер перед отходом ко сну, закрывая глаза, наблюдайте в своем воображении образ достижения таким, каким вы его хотите иметь. Зарядите визуализированную вам картину успеха. Для этого увеличьте ее размеры и яркость этого образа, добавьте живых красок, сделайте образ трехмерным и динамичным. Увидьте, как он начинает светиться пульсирующим светом. Обратите внимание на то, что он с каждым разом все больше притягивает к себе ваше внимание. Обогатите образ достижения волнующей музыкой. Придайте ей стереофоническое звучание. Услышьте сильные, полные надежды звуки, которые станут для вас допингом, вливающим новые силы для будущих действий. Пусть это возбуждает вас, вызывает энтузиазм. Радуйтесь этому. Осознайте, как много добра оно принесет. Предположите, что все это возможно. Пробудите в себе сильное стремление добиться результата, заразитесь энтузиазмом, вновь и вновь размышляя о своих устремлениях. Фокусируйте на них все ваше внимание. Подкрепите их верой в успех. Пусть это станет вашей навязчивой идеей.

    При правильной организации воображение является одной из самых динамичных возможностей человека. Начните правильно использовать этот дар. Не беспокойтесь и не думайте о специфических сторонах этого явления, просто доверьтесь этому процессу. Спрос следует за предложением, поэтому вы получите нужный результат в нужное время. Можете не сомневаться, вы найдете пути и способы достижения цели: природа всегда сможет выполнить предъявленное к ней требование.

    Известно, что вода принимает форму сосуда, в котором находится, будь то стакан, ваза или русло реки. Точно так же ваше подсознание будет творить в зависимости от того, какие образы вы заложите в него в своих каждодневных размышлениях.

    Оно подобно магниту. Когда оно основательно пропитывается четкой целью, в нем появляется тенденция притягивать все необходимое, чтобы цель оказалась достигнутой: полезные знания, нужных людей, важные случаи, правильные решения...

    Так творится ваша судьба. Ваша жизнь — в ваших руках, и вы можете сделать ее такой, какой пожелаете.

    Изложенная выше технология позволит вам сконцентрировать все свое внимание, силы, энергию на достижение поставленной цели, и поможет вам проявить себя с самой лучшей стороны.

    С этого момента вы заметите, как информация, касающаяся объекта вашей жизненной цели, начнет попадать в поле вашего зрения и перед вами начнут раскрываться возможности, которые ведут вас к ее достижению.

    Известно, что идея, зафиксированная умом и закрепившаяся в нем как желание, приводит в движение энергии, которые нельзя победить. Выражая желания, ваши мысли перешагивают границы видимой реальности. Вы проникаете в глубокие сферы своего существа.

    Мысль — самая высокоорганизованная форма энергии. Она как бы магнетизирует вашу личность и привлекает к вам события, которые находятся в гармонии с природой ваших идей. В науке это явление известно как энергоинформационный резонанс. На практике — как то, что успех притягивает к себе успех.

    Так называемое "подхватывание на лету" или "предчувствие", дающее вам подсказку при выработке решения или выборе действий, вне всякой логики и причинных связей является результатом регистрируемого вашим умом волнового потока мысли.

    Принцип энергоинформационного резонанса и закон притяжения (привлечения), благодаря которому подобное притягивает себе подобных, объясняет важность позитивного мышления и изначальной установки на успех. Если ум имеет склонность привлекать из эфира те мысленные вибрации, которые находятся в гармонии с преобладающими мыслями вашего ума, то легко понять, почему позитивный ум, нацеленный на удачу и обладающий силой уверенности в себе, притянет к себе идеи, в которых господствуют мысли об успехе
     
  5. логонетик

    логонетик Well-Known Member

    Регистрация:
    17 мар 2007
    Сообщения:
    215
    Симпатии:
    0
    Что я могу сказать? Весьма и весьма интересно, будем думать.