Начало письменности при Петре Великом?

VicRus

Administrator
#1
Начало письменности при Петре Великом,
Автор: Молотов
Дата: 04.03.10 17:14

для почтового сообщения Москвы с Мексикой,

Однако,
как быть с работами профессора Чудинова? - VicRus

...

"МАЮСКУЛ

буква, имеющая прописное начертание".



Ср. Маюскул и де Моску - "московский".


Ср. Москва - Моска (Мечеть) - Маска (Театр) - лат. Муска (Муха = Музыка = Мужик) - Музыка - Мозаика Муз - Музей = Храм Искусств.


См. подземелья (склады-хранилища-жилища) Москвы-Улья Майора Амшеля (Мишеля - Мушиного/Пчелиного Улья) Бауэра/Байрона/Боярина/Баварца Ротшильда:


"Омша́ник (зимовник) — утеплённое помещение для зимовки пчёл.

Функции

ограждение пчёл от холодных ветров и резких колебаний температуры, защита от шума.

экономия мёда (в данных условиях пчёлы съедают мёда меньше, чем при зимовке на воле).

увеличение срока службы улья.


Типы омшаников

Различают три типа омшаников — подземные, полуподземные и надземные.

Полуподземные омшаники углублены в землю до одного метра и более.

У подземных потолок находится на на уровне поверхности земли.

При строительстве учитывается внутренний объём, который зависит от количества пчёл, помещаемых на зимовку. При недостаточном объёме в омшанике повышается влажность и температура, что приводит к появлению плесени. Омшаники оборудуют системой вентиляции".


Ср. Омшаник - Мошенник - Мешочник - Мещанин - Мессианин - Миссионер - Мешканец.

Кулики московской Куликовской битвы - это "китайские кули" (грузчики Китай-города), таскающие почтовые конверты по всему миру и кули-мешки со склада-магазина-мангазея Ганзы и на склад-магазин-биржу-баржу - шерпы-сербы-носильщики-грузчики-грузины богатыри = Калики Перехожие.


Москва = Столица = Капитал = Капитолий - родина-колыбель "буржуазного парламентаризма" бояр-байернов-баранов-баронов-Ротшильдов = Рост/гильдов = Разгильдяев = Ростовщиков.


История письменности московского/романовского "романского" имперского капитализма-империализма:


"Капитальное письмо, Римский маюскул (Roman capitals)

Дошел до нас главным образом в виде надписей, высеченных на камне.

Наиболее известный образец – надпись на постаменте колонны императора Траяна (114 г.).

Прямой прообраз современных европейских шрифтовых форм, в особенности прописных".


В 114 г. уже существовал якобы "прямой прообраз современных европейских шрифтовых форм, в особенности прописных".

Где прогресс хотя бы "дизайна" за "две тыщи лет"? Читатели все еще рыщут "по тропе Траяновой" - т.е. по строкам Писания Романовых.

Чем отличается "прямой прообраз" от современной письменности?

Практически ничем:

"Характерно отсутствие пробелов между словами, иногда разделяемыми точками".


Вероятно, архитектору-дизайнеру пробелы в "древней" монументальной маюскульной эпиграмме (= над/писи) казались "выпадениями" букв, несплошность производила впечатление "несолидности".


Байки про "экономию места" не подтверждаются.

См. слитную строку "в виде змейки" (когда строки читаются непрерывно в обоих направлениях) и Змея, Управляемого Стилом Георгия Победоносца:


"Слоговым письмом Руницей (кстати, чтение и написание ПО СЛОГАМ существует только в русской традиции) писали сверху вниз, и обычно одну строку слева направо, следующую — справа налево, и так далее как бы змейкой.

Затем каждый вид письма закрепил какой-то один стиль (слева направо, справа налево).

Безгласие древнейшего русского письма закрепилось затем в арабице, скорописи, возникшей на Руси и распространившейся на юг вместе с арабским завоеванием.

На шлеме Александра Невского есть арабская надпись, сделанная русским мастером.

Ещё в эпоху Ивана Грозного на царских монетах делали надписи арабицей..."


Как видим, "безгласие" - элемент декоративной эпиграмматики, т.е. шрифтового декоративного "дизайна" символических вещей.

См. "арабские каллиграфические композиции" из букв, которые можно прочесть, только изначально зная, что должно быть написано.



Maju/scul/us = Майя Скала/Шкала/Школа = Ма/мина/Великая Шкала/Школа/ англ. Skull = Череп, Башка/Голова/Капут.

Т.е. Маюскул - письмо "Главными" = "Заглавными" буквами.

Само название "капитальное письмо" предполагает одновременное существование "некапитальных", "незаглавных", "не главных" - "рядовых" = "строчных" букв.


Т.е. современное устройство шрифта из "прописных" и "строчных" букв прописано в легенде "истории" так, будто "вначале все буквы были прописными", а сегодня - только первая буква в предложении, как якобы "рудимент" капитального письма.



"Маюскул, маюскульное письмо (от лат. majusculus — несколько больший) — алфавитное письмо, состоящее из прописных букв, то есть из букв, начертание которых мысленно укладывается в две горизонтальные линии.

Маюскульным было древнее греческое и латинское эпиграфическое письмо.

Рукописное латинское письмо сохраняло маюскульный характер до II в.


Маюскульные цифры

Маюскульные цифры — обычные цифры, равные по размеру заглавной букве. Например:

1234567890

Окончательно закрепились в типографской традиции в XIX веке".


Разница "греческого" и "римского" "маюскула" невелика.

Дети начинают писать "маюскулом" ("печатными заглавными буквами") и сегодня.



"Минускул, минускульное письмо (от лат. minusculus — маленький) — алфавитное письмо, состоящее из строчных букв, то есть из букв, начертание которых мысленно укладывается в четыре горизонтальные линии (две внутренние линии ограничивают «тело» буквы, две внешние — её оси и «хвосты»).

Минускульное письмо возникло во II в. в латинском рукописном письме, с III в. получило широкое распространение, вытеснив маюскульное письмо".


Кто так решил и почему?

Потому что к Троице ("III в.") все должно быть в порядке.



"Унциал, унциальное письмо — каллиграфический вариант одного из основных типов обычного письма III—V вв., называемого иногда первоначальным минускулом (от лат. minus — малый).

Характеризуется крупными, округлыми буквами, почти не выходящими за пределы строки, без острых углов и ломаных линий.

Греческий и латинский унциалы выполнялись каламом или пером.

Унциальное письмо широко применялось в христианских книгах, а также в рукописях с античными текстами.

С IX в. унциал употреблялся исключительно для заголовков и рубрик."


Т.е. "Унциал" = "Инициал" (ср. И.Н.Ц.И.; Янис, Ансельм, Антей) = "Заглавная буква" = "Буквица".

С Трои-Троицы ("III в.") и начинается Античность = Христианство.


"В настоящее время науке известно около 500 унциальных рукописей итальянского, испанского, африканского и византийского происхождения.

Особенно славились унциальными рукописями английские скриптории".


"Особенно славились" ангелы-славяне - грамотные почтари-посыльные.



"Кароли́нгский минускул — один из типов средневекового письма с чёткими, свободно поставленными буквами латиницы."


Как видим, "писчий материал" (бумагу) изначально (с "III в.") никто не экономил: буквы "ставили свободно":


"Возник в результате эволюции первоначального минускула в III веке, название получил по ассоциации с гораздо более поздним Каролингским возрождением VIII-IX веков, когда становится господствующей манерой письма.

Достоинством этого письма является удобочитаемость при сравнительно небольших размерах букв.

Графика каролингского минускула чрезвычайно проста: схематически любая буква состоит из круга или его части и коротких или длинных вертикалей".


Отрезки прямых и Дуги/Окружности - базовые элементы геометрии.


"Ширина буквы и её высота примерно одинаковы.

Каролингский минускул стал всеобщим письмом независимо от содержания текста.

Его широко применяли в епископских, монастырских, а затем и в городских канцеляриях.

Он употреблялся как для книг, так и для документов.

Почти двести лет начиная с IX века каролингский минускул был, можно сказать, почти единственным типом письма в Западной Европе.

Затем каролингский минускул был вытеснен готическим письмом, которое господствовало в европейской рукописной книге до изобретения книгопечатания".


Что такое "готическое письмо"?


Вот такую ерунду пишут "историки":

http://old.gothic.ru/art/articles/fonts/index.htm


"... древние кельты (VI в. н. э.) преобразили римское написание букв – сделали их мягче и выразительнее.

Дальнейшее развитие унциального письма привело к появлению четырёх форм: ирландское письмо (Ирландия и Англия), меровингское (Франция), вестготское (Испания) и старо-италийское (Италия).

Между 900 и 1 000 г.г. наиболее развитое меровингское письмо преобразовалось в каролингское, ставшее нормой для переписывания церковных книг.

Это письмо характерно появлением маленьких (то, что мы теперь называем “строчными”) букв.

К концу 1000 г. н. э. из каролингского развилось романское письмо (Romanesque), которое к 1 200 г. приобрело уже почти готический вид.

Он и теперь известен под именем Black Letter, или, чаще, - старо-английское письмо (Old English). ...

В период от поздней готики до раннего ренессанса (1 300 – 1 500 гг. н. э.) Old English становится основным по всей Европе для переписывания как религиозных, так и светских книг."


Ясно, что плохочитаемый вычурный "барочный" "готический шрифт" придуман уже при развитой технологии шрифтолитья и книгопечатания для имитации "древних средневековых книг".



"Готическое письмо (как выше было упомянуто, называлось Black Letter или Old English) чаще всего было известно как “текстура” (texture или text), потому что на определённом расстоянии страница, заполненная таким шрифтом, напоминала текстуру ткани.

В основном, в том виде, который дошёл до наших дней готический шрифт появился в XV веке, стараниями немецких каллиграфов-переписчиков. ...

На рисунке – готический шрифт под названием Bauble.

В Италии готический шрифт раннего периоды был довольно округлым и поэтому именовался “ротундой” (“rotondo” – круглый). Возможно, это наиболее красивый шрифт во всей истории европейской каллиграфии ...
“Ротунда” явилась уже переходным шрифтом от готики к антикве, но об этом позднее."


"От готики - к антикве". "Назад в будущее". Ja-ja.


"На севере Европы, особенно в Германии, шрифты “настоящей готики” постепенно переродились в более широкие и удобочитаемые литеры “поздней готики”.

Безмерный вклад в то, что готический шрифт до сих пор легко узнаваем и популярен, сделал Иоганн Гутенберг (Iogann Gutenberg).

Прежний процесс переписи целой книги вручную был утомителен, трудоёмок, как следствие книги стоили баснословно дорого и были редки.

Изобретение же Гутенберга – печатный станок и многократное использование отдельных свинцовых буквенных литер, позволило за 10 лет наводнить всю Европу печатными лавками и книжными ярмарками.

Каждая литера проектировалась Гутенбергом отдельно и гравировалась вручную в твёрдом металле.

Эта основополагающая технология горячего металлического литья получила исключительное распространение, совершила переворот в системе коммуникаций Запада и применялась вплоть до 60-х годов XX-го века.

Для первых отливок литер Гутенберг выбрал готический шрифт, как господствующую форму рукописного шрифта того времени.

Разработал этот шрифт Петер Шеффер (Peter Shoeffer) под наблюдением Гуттенберга.

Шрифт был точной имитацией самого совершенного письма той эпохи. Он содержал около 300 знаков, лигатур, сокращений. Впервые шрифт Гуттенберга был использован для издания 42-х страничной Майнцкой Библии (Mainz Bible)".


Петер Шеффер = Peter Shoeffer = Петр Шифер - см. Аспид = Змей, Аспидная Доска = Шиферная = Грифельная = Школьная/Классная Доска = Петр Великий = Учитель, Давший Людям Алфавит и Цифирь.


См. Петровский г/Отический = Аттический = свято-Отеческий Гражданский шрифт:


"Окончательное сближение русского и европейского шрифтов произвёл Пётр Первый, когда в 1710 году реформировал алфавит кириллицы и ввёл единый шрифт.

Пётр, будучи человеком дальновидным, взял за основу не декорированные готические шрифты, которые в Европе уже теряли популярность, а сразу антиквенные литеры.

Царь собственноручно разработал простые антиквенные формы кириллических букв и, в свойственной ему безоговорочной манере, издал указ, по которому вся светская литература должна была печататься только этим шрифтом.

Таким образом, несмотря на достаточно тесное соседство с Европой, в том числе и с различными германскими народами, российская культура испытала довольно слабое влияние культуры готической.

Так что предыдущие четыре абзаца можно было и не вставлять в эту статью.
Однако, я преследовал цель параллельно проследить историю развития письменности и шрифтов в средневековой Европе и на Руси того же периода, а сравнения и контрасты всегда интересны и познавательны".



Как видим, "автор" сам говорит о том, что "допетровская история" - байка для любителей баек.



"Несмотря на полный отказ от готических шрифтов в книгопечатании с конца XVIII века, они и сегодня очень часто используются для печатных материалов, связанных с такими традиционными событиями, как всевозможные торжества, окончание учебного заведения, религиозные ритуалы. Также часто готический шрифт или его стилизацию можно увидеть на многих современных официальных документах. Всему этому готический шрифт, конечно, обязан своей славной истории, великим мастерам средневековья, которые не жалели своего воображения для разработки всё новых и новых печатных форм.

Можно упомянуть, что в 30-е – 40-е годы XX века немецкие национал-социалисты в пропагандистских целях делали ставку на возрождение готического шрифта, небезосновательно и оправданно пытаясь связать готику с идеями патриотического традиционализма для своего народа.

По сути, готическое письмо в настоящий момент однозначно ассоциируется у наших современников со средневековьем. И очень приятно сознавать, что те компьютерные шрифты, которыми мы сейчас пользуемся – прямые потомки изделий средневековых мастеров, разработавших их, фактически, ещё до открытия Америки европейцами".


Америка-то зачем вставлена?

А чтоб еще раз подмигнуть "своим масонам" и затуманить для "гоев" американское происхождение Петра Великого - Георга Вашингтона-Победоносца, построившего Москву (Нью-Мехико) и "прибившего щит"-герб Исуса Христа на врата Москвы-Константинополя.


Вариант байки про "экономию пергамента":


"Готи́ческое письмо́ — семейство почерков латинского письма эпохи средневековья.

Возникло в XI веке, придя на смену каролингскому унциальному письму.

С начала книгопечатания появились наборные готические шрифты — знаменитая Библия Гутенберга была набрана вариантом текстуры.

Само название (от немецкого «варварского» народа готов, в действительности не имевшего никакого отношения к этому шрифту) было предложено в XV веке деятелями итальянского возрождения, считавшими такие шрифты «варварскими» и противопоставлявшими их древнеримской письменности.

С XVI века готическое письмо постепенно вытеснялось шрифтами на основе антиквы, близкими к современным; дольше всего (до 1918 и отчасти до 1945) готический шрифт сохранялся в Германии и в Латвии (латышский язык официально был переведён с готического шрифта на антикву в 1926 году, а немецкие издания в Латвии и Эстонии продолжали печататься готическим шрифтом и после этого).

Широко употреблялась в Германии до начала XX века.

Запрещена во время Третьего рейха в 1941 году.

Сейчас готические шрифты используются в декоративных целях, а также для некоторых математических обозначений.

Общий вид готических символов определяется использованием в качестве пишущих приборов гусиных перьев, обрезанных по диагонали. Пишущая кромка в большинстве случаев располагается под углом 45° к базовой линии строки.

Буквы расположены очень плотно, и ширина штрихов близка к ширине межштриховых промежутков — это объясняется необходимостью экономии дорогостоящего пергамента (отсюда английское название готического письма — Blackletter). Широко используются лигатуры и сокращения.



Основные разновидности готического письма:

Текстура (нем. Textur, лат. Textualis) — острое письмо;

Фрактура (нем. Fraktur) — острое письмо с ломаными очертаниями;

Швабахер (нем. Schwabacher), или бастарда — ломаное письмо с округлёнными очертаниями некоторых букв;

Ротунда или круглоготическое (итал. Rotunda, нем. Rundgotisch) — переходный вид письма от готического к антикве".



"Готский алфавит — алфавит, которым написаны сохранившиеся памятники готского языка IV—VI веков.

Создание алфавита приписывается епископу Вульфиле (Ульфиле), который в середине IV века создал перевод Библии на готский язык.

До этого готы пользовались рунической письменностью, но Вульфила счёл, что руны ассоциируются с язычеством и нежелательны для перевода священных текстов.

Новый готский алфавит был создан на основе греческого с заимствованиями латинского.

Названия букв происходят от названия рун.


Буквы

Буквы, как и в греческом алфавите, использовались и как цифры. В этом случае сверху ставилась точка или черта.

Числительные 90 и 900 обозначались специальными знаками, не имевшими буквенного значения".


См.

"Числовое значение букв готского алфавита для вычисления изопсефии английской лексики":

http://ru.wiktionary.org/wiki/Приложение:Готическая_изопсефия_английского_языка


Байка про "английские скриптории":


"Островно́й по́шиб (островной минускул, гиберно-саксонское письмо) — тип почерка, распространённый в Средние века в Ирландии и Британии, а позже употреблявшийся в религиозных центрах на континенте, подвергшихся влиянию так называемый кельтской церкви".


Что "островного" в "гиберно-саксонском" = Испано-Мешочном = Испано-Мексиканском?

Только "островность" американского континента.


"Этот почерк появился в Ирландии в VII веке и не выходил из употребления до XIX века, хотя период его расцвета пришёлся на время между 600-м и 850 годом.

Островной пошиб тесно связан с континентальными унциалом и полуунциалом: так, островной полуунциальный маюскул практически идентичен полуунциалу.

В рукописях, написанных островным пошибом, нередки крупные буквицы, обведённые пунктирными кругами красного цвета (что, впрочем, верно и для других британских и ирландских очерков).

Нередко так называемое diminuendo: уменьшение высоты букв к концу строчки. ...

Используется множество лигатур и сокращений, а также тиронских значков.

Островной пошиб был занесён в Британию ирландскими миссионерами; там он конкурировал с унциалом, связанным с миссией святого Августина.

Это привело к появлению пяти особых английских почерков.

Ирландские монахи также принесли островной минускул в основанные ими монастыри на континенте, такие как Боббио и Санкт-Галлен.

В Ирландии островной пошиб примерно в середине IX века был вытеснен позднекельтским письмом; в Британии ему на смену пришёл каролингский минускул.

Островным минускулом писали не только религиозные сочинения на латыни, но и тексты на «народных» языках. Среди памятников островного минускула — Келлская книга, Книга из Дарроу, Линдисфарнское евангелие, Эхтернахское евангелие, Личфилдское евангелие, Книга св. Галла и Книга из Армы.

Этот тип письма повлиял на формирование каролингского минускула в скрипториях империи Карла Великого.

В островном минускуле тиронский значок et (по значению совпадающий с амперсандом (&)) широко использовался как замена слову «и» (др.-англ. ond, and, др.-ирл. ocus, is) и до сих пор встречается в современных текстах, написанных Cló Gaelach — шрифтом, восходящим к островному минускулу".



Байки "палеографов":


"По своему характеру начерки, существовавшие в России, могут быть разделены на устав, полуустав и скоропись.

Переходный начерк от полуустава к скорописи иногда называют беглым полууставом.


Древнейший устав

Историкам редко приходится иметь дело с уставом XI—XIV вв. Поэтому ограничимся здесь лишь краткими сведениями об уставе, основанными на труде В. Н. Щепкина («Учебник русской палеографии». М., 1918).
Обозначение отдельных букв особыми приметами (ч расщепом и пр.) в основном принадлежит академику В. Н. Перетцу.

Древнейшее русское письмо, или устав, отличалось геометрическими начертаниями букв.

Буквы писались в строке, в силу чего их верхние и нижние концы не поднимались над строкой и не спускались ниже ее."


Как видим, "древнейший устав" - это и есть обычный современный нам заголовочный "маюскул".


"По мере развития уставного письма в XI—XIV вв. происходило изменение геометрических форм отдельных букв.

Это прежде всего сказывалось на расположении поперечных перекладин в буквах, постепенно становившихся косыми вверх. Вместе с тем буквы начинают выходить из строки, выступают вверх или опускаются ниже строки. ...

Развитие устава в XII в. привело к постепенному отказу писцов от прежней геометрической стройности буквенных начертаний, требовавших большой затраты труда."


А какую "экономию труда" даёт "готический шрифт"?


Влияние политики на "начерки" и "набухание петель":


"Начерки букв первой половины XIII в. по своим особенностям почти не отличаются от начерков XII в., во второй же половине этого столетия начинают резко отходить от них.

Это объясняется тесной связью письма с общими политическими событиями, которые происходили в Восточной Европе в XIII в.

Половина XIII в. — время монгольского нашествия, которое нанесло разрушительные удары русской культуре. Бедность русских рукописей второй половины XIII в. — прямое следствие татарского ига.

Во второй половине XIII и в XIV в. устав теряет свою геометрическую форму.
Вместо прямых линий в буквах все более начинает допускаться кривизна, в округлых буквах исчезает правильная дуга.

Писцы стремятся к более быстрому и упрощенному письму в погоне за беглостью письма.

Намечается переход от устава к полууставу, особенно заметный в набухании петель в буквах у, ѣ, ъ, ь, б, теряющих прежнюю геометричность. ...


Полуустав

С последней четверти XIV в. на Руси распространяется новый начерк, который получил название русского полуустава.

Появление полууставного письма совпадает со временем расхождения начерков в рукописях России и Литовского великого княжества. Позже вырабатываются характерные русское и белорусско-украинское письмо.

Начерки русского полуустава смелы и достаточно четки. Они, по-видимому, возникли в той среде, которая интересовалась не столько красотой письма, сколько его четкостью.

С большой вероятностью можно предполагать, что русский полуустав возник среди писцов, работавших над деловыми бумагами.

Он особенно ярко проявился в актах XIV и XV вв. Знакомство с русским полууставом имеет большое значение для историка.

Русский полуустав еще во многом близок к уставу XIV в., но в то же время ряд начерков в нем уже имеет значительные отличия. ...


В XV в. рядом с русским полууставом появляется новое письмо, которое обычно называют южнославянским полууставом. Появление его в России :вязано с эмиграцией населения из славянских стран Балканского полуострова после их завоевания турками. Русские писцы восприняли некоторые черты орфографии и начерков южнославянских рукописей и выработали новый вид полуустава. ...

Что же касается деловых бумаг, то они уже в XV в. писались большей частью без югославянизмов, так как здесь требовалась точность и соответствие тем терминам, которые применялись в обычной жизни.

На основе русского и южнославянского полууставов XV столетия выработался основной начерк русских документов и книг, который можно условно назвать московским полууставом.

Понятие «московский полуустав» не означает, что такое письмо было распространено только в Москве или собственно России.

Оно употреблялось в некоторых случаях и на Украине и в Белоруссии, но было типично именно для Московской Руси.

В XVI столетии создаются своего рода школы писцов в разных русских городах, а также в больших монастырях.

Конечно, различия между письмом отдельных рукописей XVI в. очень велики, но общим для них является стремление писцов к лигатурам и узорности.

В московском полууставе окончательно утверждаются в несколько измененном виде многие начертания древнейшего полуустава."


В XVI в. и "утверждается" "московский древнейший полуустав". Т.е. начинается письменность.



"В конце XVI столетия появляются ударения на словах и частично разделение на слова.

Начерки московского полуустава XVI в. повторяются в рукописях XVII столетия, но с тем отличием, что полуустав XVII в. значительно беднее.

Здесь несомненное влияние оказало тяжелое экономическое положение страны разорение начала XVII столетия.

Письмо XVII в. на первый взгляд иногда кажется сходным с начерками XV в.
Рукописи XVII в. имеют обычно разделения на слова и ударения.

Полуустав сохраняется в старообрядческих рукописях, но уже носит подражательный характер, находясь под влиянием печатных шрифтов ...".


"Старообрядцы" - это первые "новообрядцы", имитирующие "верующих".

См. как евреи постранично переписывают Библию с романовского типографского издания XIX в.


"На рубеже XIV — XV вв. появляется новый тип письма — скоропись, которая получила основное развитие в разного рода деловых бумагах. Нет никакого сомнения, что скоропись развилась из полуустава. Поэтому, сравнивая полууставные и скорописные буквы, можно видеть между ними большое сходство. В силу этого мы имеем некоторые переходные типы начертания букв в беглом деловом полууставе, приближающиеся к скорописи. ...

Особенно большое распространение скоропись получила в XVI столетии, когда ею стали пользоваться в деловом письме при составлении писцовых книг, записных книг гражданского состояния, в таможенном деле, судопроизводстве, в частной переписке и т. д.

Однако вплоть до XVIII в. не теряет своего значения и полууставное письмо, которое главным образом применяется в книжном письме, т. е. в памятниках литературного, публицистического характера.

В XVI в. скоропись приобретает черты, которые отличают ее от предшествовавших типов письма — устава и полуустава. ...

Во второй половине XVII в. становится довольно распространенным начерк буквы и типа латинского h.

Буква к пишется чаще всего в виде двух параллельных вертикальных палочек.
В связи с этим нужно отметить сочетание буквы к с буквой с.

Последнюю в XVII в. часто писали в виде вертикальной палочки, прямой или несколько вогнутой.

Три рядом стоящие палочки в тексте следует читать обычно как ск.

Неправильное прочтение этого сочетания может привести к искажению текста.
Так, неумение прочитать эту лигатуру привело к тому, что долгое время не могли найти дом на Немецкой улице в Москве, в котором родился
А. С. Пушкин, так как вместо «дом Скворцова» читали «дом Шварцова».

По образному выражению большого знатока скорописи С. В. Бахрушина, тот, кто усвоит чтение сочетания ск, скоро научится читать и саму скоропись.

При чтении сочетания трех палочек чаще всего нельзя читать кс, так как для обозначения кс обычно употребляли букву «кси».

В рукописях XVII в. встречается также начертание к в виде латинского R.

Самой распространенной для XVII столетия становится буква п с навесиком.

Буква р. При множественности вариантов для XVII в. можно выделить характерное р в виде как бы вытянутой восьмерки. При этом верхняя головка буквы шире и больше нижней. В некоторых начерках буква почти совсем теряет четкость, пишется в виде палочки с крючком вместо головки. ...


В первой половине XIX в. создается определенная система знаков препинания: точка, двоеточие, многоточие, точка с запятой, запятая, вопросительный и восклицательный знаки, скобки, кавычки, тире, черточка".



http://www.opentextnn.ru/history/paleog ... v/?id=1493