Елена Блаватская - фон Ганн!

VicRus

Administrator
#1

Дух времени



Кем на самом деле была Елена Блаватская
12.09.2018

Основатели теософии считали свое учение не религией, и даже не мистико-философской системой, а особой наукой, которая бы синтезировала в себе всю мудрость, которая на протяжении человеческой истории была высказана в религиозных доктринах, в философии и мистике.


Само слово «теософия» переводится как «божественная мудрость» или «мудрость богов». Этот термин этот имеет древние корни: тысячелетия назад его использовали Александрийские философы, называемые филалетами («любящими истину»). Философ Аммоний Саккас, а также его многочисленные ученики разработали неоднородную, эклектическую теософскую систему, во многом схожую с мистико-философским учением неоплатоников. В восточной философии теософской традиции соответствует Брама-Видья (или брахмавидья), что на санскрите означает «Божественное знание».


Современная теософия непосредственно связана с именем Елены Петровны Блаватской. Именно она синтезировала разрозненное и разбросанное по различным религиозным традициям знание о происхождении мира и о том, каким путем в дальнейшем следует идти Человеку и Человечеству. По мнению Блаватской, истинное учение, Божественная мудрость, по сути, присутствует во многих религиях и философских концепциях, но поскольку все они исторически изменчивы и многое в них связано с конкретными социальными обстоятельствами, с господствующим типом мышления, то ни одно из существующих философских направлений или религий не может претендовать на полную истинность.


В своих трудах Блаватская попыталась объединить все подлинно ценное из различных традиций и представить это знание в виде специфического рода науки. Она много писала о том, что современное ей научное знание еще очень незрело, и проблема его в том, что ему чужды проблемы, поднимаемые религией и философией. Блаватская считала, что эти способы постижения мира не должны исследовать различные его аспекты, а наоборот, сплотить свои усилия для того, чтобы оформить новый тип познания – теософию. Таким образом, теософия стала синтезом мистики, философии, религии и науки. Учение теософии неотделимо от личности основательницы этого учения. Жизнь Елены Петровны Блаватской была полна странствий, таинственных событий, триумфов и разочарований, но главное – постоянного духовного самосовершенствования и труда, связанного с распространением открывшегося ей знания.


Блаватская родилась в России, в городе Екатеринославле (теперь этот город носит название Днепропетровск) в 1831 году. Девичья фамилия Елены Петровны – фон Ганн. Среди ее предков были французские, немецкие и русские дворяне. Мать Елены Петровны Елена Андреевна была талантливой писательницей, которую сравнивали с самой Жорж Санд. Можно с уверенностью сказать, что будущая основательница теософии родилась в семье ярких, образованных людей. После смерти Елены Андреевны, Елена и ее сестра Вера поселились у своей бабушки в Саратове, а потом жили в Тифлисе.


Уже с самого детства Елена привлекала к себе внимание родственников и друзей семьи как удивительный, одаренный ребенок. Она любила прятаться в местах, где никто бы ее не тревожил, и читать необыкновенные книги, которые другие дети ее возраста совсем не интересовались, а многие взрослее попросту не понимали. Довольно рано Елену стали посещать видения неких существ, пришедших к ней из других миров, с которыми она общалась и даже дружила. К ней часто приходило видение некоего величественного смуглого индуса в белой чалме. С ним Елена чувствовала особенно сильную связь, считала его своим покровителем.


Спустя много лет, будучи в Лондоне, она, как будто случайно, встретилась на улице с этим самым человеком, который являлся ей на протяжении всей ее жизни. Оказалось, что это Махатма Мория, индийский Учитель, который в дальнейшем сыграл важнейшую роль в судьбе Блаватской. Юность Елены была насыщенной, она очень рано проявила свой свободолюбивый твердый характер. Несмотря на то, что в семье к ней относились очень тепло, Елене необходимо было сделать некий решительный шаг, чтобы оборвать ограничивающие ее связи с внешним миром и заняться тем, что помогло бы ей выполнить свое высокое предназначение, о котором она знала уже будучи совсем юной девушкой.


Ей мешали светские условности, блюсти которые ей вменялось в обязанность, ей хотелось жить подлинной жизнью, такой, в которой она могла бы раскрыться. Чтобы обрести независимость и получить статус зрелой самостоятельной женщины, иметь возможность не жить с родительской семьей, она решает выйти замуж за нелюбимого человека намного старше себя. Уже через три месяца после того, как Елена стала женой генерала Н.В. Блаватского, она оставила свою новую семью и отправилась в далекое путешествие. В 1849 году она побывала в Турции, Египте и Греции. Разумеется, это была отнюдь не увеселительная поездка, а настоящее странствие – она искала нечто, что могло удовлетворить непрестанно мучившую ее жажду знания, тайны и мудрости.


В 1851 году произошла та самая памятная встреча с Махатмой Мория, после которой жизнь Блаватской круто изменилась. «Случайная» встреча на одной из улиц Лондона позволила Блаватской убедиться, что человек, которого она неоднократно видела в астральной форме, действительно является для нее кем-то вроде духовного учителя. Махатма Мория рассказал Блаватской о ее миссии, о том, что она должна постичь тайное знание и основать Теософское общество. Кроме того, он рассказала Елене Петровне и о всех тех препятствиях, которые ей придется встретить на своем пути, о тех трудностях, которые ее настигнут при выполнении ее истинного предназначения. Несмотря на то, что теперь Блаватская знала, что жизненный путь ее будет тернистым, она решила вступить на него, а для того, чтобы подготовиться к этому духовно, отправилась в Индию.


Блаватская очень много путешествовала – из Индии она отправилась в Северную, а затем – Южную Америку, была на Цейлоне, затем снова в Индии. Первая ее попытка проникнуть в Тибет оказалась неудачной, после чего она вернулась в Англию, а затем – снова в Америку. В конце 1855 года Блаватской все же удалось вернуться в Индию и попасть в Тибет, где Елена Петровна проходила посвящение в мудрость под руководством своего Учителя. Через несколько лет она вернулась в Европу, навещала родственников в России. Многочисленные свидетели рассказывают о том, что с Востока Блаватская вернулась совершенно другим человеком. Если до отъезда это была интеллектуально развитая, талантливая, энергичная молодая женщина, то вернулась она будто человеком из совершенно иного мира.


Близкие замечали, Елена Петровна может читать их мысли и передавать им сообщения посредством телепатии, что она одним лишь взором своим способна передвигать предметы. Казалось, что вокруг Блаватской живет и пульсирует множество неких сверхъестественных сил, с которыми она может общаться и которыми она способна управлять. Некоторое время после возвращения к родным, Блаватская провела на Кавказе. Здесь ее ожидали сильнейшие испытания. По-видимому, в тот период Елена Петровна еще не полностью могла контролировать те специфические возможности, которые обрела во время странствий и учения в Индии и Тибете. Ее настигли тяжелые недуги, борясь с болезнью она оказалась на волосок от смерти. Но, преодолев все, Блаватская восстановила силы и после пережитого кризиса смогла обрести исчерпывающее умение управлять своими сверхъестественными способностями.



...
 

VicRus

Administrator
#2
...

В конце 1860-ых годов Блаватская едет в Тибет, где проходит новый этап посвящения, живя в послушничестве у учителя мудрости Кут Хуми. После она снова много путешествует, в том числе и по Египту, где предпринимает неудавшуюся попытку создать Спиритическое общество. После этой неудачи она возвращается в Россию, потом в Европу, а после – едет в Америку. Здесь ее многочисленные усилия по созданию Теософского общества наконец дают результат – 17 ноября 1875 года Теософское общество официально основано Еленой Петровной Блаватской. Она ставила перед собой высокие цели – проникновение в сущность оккультного и эзотерического знания с точки зрения науки, исследование скрытых возможностей человека, изучение истинного устройства Вселенной.


В дальнейшем задачи теософов были несколько переформулированны – они заявляли о том, что стремятся создать некое «ядро» всемирно Братства человечества, без каких бы то ни было расовых, национальных, социальных различий. Кроме того, теософы обязались всеми силами способствовать сравнительным исследованиям в области древних религиозных, философских, систем и современной науки, а также изучать непознанные, скрытые законы природы и тайны человеческого тела и духа.


Девизом Теософского общества стало древнее изречение «Нет религии выше истины». Теософия, по мнению самой Елены Петровны Блавасткой, может быть коротко выражена в трех основных тезисах. Первый – о вере в единое, абсолютное, непостижимое, высшее Божество. Эта Бесконечная сущность является источником всего существующего, будь то его видимый или невидимый аспект. Теософы отвергали идею личного или антропоморфного Бога. По их мнению, Бог, который является некоей, пусть и высшей Личностью, и который своей волей творит мир и человека – некий логический абсурд. Если Бог обладает личностью и какими-либо характеристиками, он не может соотноситься с первоначалом, которое дало жизнь всему многообразию мира. Бог, описанный в Ветхом Завете, по мнению Блаватской – либо миф, либо некое низшее по сравнению с Всевышним божество.


Единое первоначало, которому только и стоит поклоняться в принципе не может принимать какие-то личные формы, вступать в отношения с человеком и вообще обладать какими-либо свойствами. Божество теософов – это Абсолют, о котором ничего нельзя сказать кроме того, что он существует и именно благодаря своей бескачественности, вечности и недвижимости стал первоначалом, причиной рождения Вселенной.


Такое понимание Бога во многом можно назвать пантеистическим, однако не в грубом понимании этого термина – как обожествление видимой материальной Природы и различных ее аспектов, а как понимание единства всего мироздания в его происхождении из единого «корня», который и сейчас присутствует в незримом виде в каждом своем творении. Елена Петровна Блаватская писала: «Наше Божество – ни в раю, ни на каком-либо особенном дереве, здании или горе: оно везде, в каждом атоме, как видимого, таки невидимого космоса, внутри, снаружи и вокруг каждого невидимого атома и делимой молекулы, поскольку оно – мистическая сила эволюции и инволюции, вездесущая, всемогущая и всеведущая творческая потенция».


Второй тезис касается веры в бессмертную и вечную природу Человека. По мнению теософов, душа человека, по сути, является тем же, что и Всеобщая Душа. Выражаясь словами самой Блаватской «божественная душа, наша «духовная индивидуальность», является в сущности, одним целым с Всеобщим Духом, и потому, всеведуща, но она не может проявлять свое всезнание из-за ограниченности материи. Чем меньше этих ограничений, тем больше парализовано физическое тело по отношению к своей собственной независимой деятельности и сознательности, тем более полно может проявиться глубинное «Я» на этом плане».


Третий тезис - это тезис о Теургии. Теургия – это божественная работа, то есть все те виды деятельности человека, которые возвращают человека к его первозданно чистоте, помогают ему очиститься от своего телесного измерения, получить у Богов посвящение в сокровенные тайны, а также созерцать лики Богов. Елена Петровна Блаватская много писала о тех древних учителях мудрости, которые стали авторитетами для нее самой, и которые несли зерна подлинной мудрости. Она признавала, что Платон, Пифагор, Гермес Трисмегист, Аммоний раскрыли множество важнейших тайн бытия. Даже Евангелия, в особенности Евангелие от Иоанна могут быть прочитаны таким образом, что Иисуса можно будет отождествить с учителем, пришедшим возродить древнюю традицию Теософии.


лена Петровна Блаватская считала, что каждый человек обладает индивидуальной душой, которая, будучи совершенно уникальной, все же сущностно подобна божественно абсолютной душе. Здесь теософия вплотную подходит к древней ведической философско-религиозной традиции, в соответствии с которой Атман – единая мировая Душа является неким первоначалом для всех атманов – присутствующих во всех живых существах частицах Атмана. Атман – вселенский дух, имеет отражение в каждом живом существе в виде духа – атмана, благодаря этому сущностному единству, человеческий дух может слиться с вселенским духом, обрести покой, высшее из возможных состояний, которое, однако, совершенно бескачественно.


Верным другом и помощником Блаватской в написании ее книг и в распространении теософии стал юрист Генри Олькотт, вместе с ним они трудились над созданием текст «Тайной доктрины», путешествовали. С течением времени, все больше и больше людей становились учениками и сподвижниками Блаватской в деле распространения Знания. Однако, несмотря на все миролюбивые установки деятельности теософов, их часто критиковали, пытались выступать с опровержениями не только истинности из доктрины, но и с некорректными обвинениями в адрес Блаватской, которая, якобы, являлась шарлатанкой и ловко имитировала свои сверхъестественные способности, вводя в заблуждение своих последователей и публику.


Одно из таких обвинений, высказанное от имени Общества Психических исследований, стало для Блаватской ударом, от которого так и не смогла оправиться она сама, да и все Теософское общество в целом. Критицизм, недоверие, недружелюбное отношение – со всем этим Блаватская успела свыкнуться на протяжении своей долгой и полной самых разнообразный событий жизни. Однако, невзирая ни на что, она несла своей крест с неизменным достоинством, зная, что реализует свою миссию по синтезу истинного знания, которое может сплотить человечество.
 


Сверху