Гончаров, Тургенев и Иван Бунин...

VicRus

Administrator
#1
Истории об истории

Ссора двух великих — в чём Гончаров обвинил Тургенева
23.08.2018

Классики на портретах в школьных учебниках представляются почти небожителями — строгими и непогрешимыми, однако в жизни они были хоть и очень талантливыми, но все же людьми: испытывали муки любви, нуждались в деньгах, ссорились и мирились с родными и коллегами.
Одним из самых известных скандалов в литературном кругу середины XIX века стала ссора между признанными литераторами — Иваном Сергеевичем Тургеневым и Иваном Александровичем Гончаровым. Неприязнь между сторонами была так велика, что дело пахло дуэлью, но кончилось, к счастью, лишь третейским судом.


И. Крамской. Портрет Гончарова. Н. Ге. Портрет ТургеневаТургенев
Тургенев происходил из знатного рода: отец был именитым, хотя и обедневшим, дворянином, а мать — состоятельной наследницей. Юноша получил прекрасное домашнее образование, которое продолжил в московском и берлинском университетах. Творить начал с раннего возраста: писал стихи, прозу, пьесы.
Помимо наследства, значительный доход писателю приносила литературная деятельность. Иван Сергеевич прославился при жизни, а его труды издавались и в России, и за рубежом. Однако, привыкший жить на широкую ногу, Тургенев постоянно нуждался в деньгах.


Иван Сергеевич ТургеневГончаров
Гончаров родился в богатой купеческой семье. Семья была хлебосольной: хозяюшка–мать и добрый отчим. Вначале учился дома, затем в частном пансионе, училище и, наконец, университете. Сочинительством занимался с молодых лет. Из-под его пера выходили рассказы, повести, романы, очерки.
В отличие от своего оппонента, Иван Александрович пытался продвинуться по карьерной лестнице: был секретарем у симбирского губернатора, переводчиком в министерстве финансов, помогал адмиралу Путятину в кругосветном путешествии, наконец, работал цензором.
Как и Тургенев, Гончаров снискал славу при жизни — его роман «Обломов» пользовался у читателей огромным успехом, однако автор так же нуждался в средствах.


Иван Александрович ГончаровТургенев и Гончаров
Писатели-ровесники (Гончаров был старше Тургенева всего на шесть лет) общались, переписывались и даже дружили. Приятельским отношениям способствовала служба цензором: с Иваном Александровичем литераторы предпочитали не ссориться.
Писатели посещали творческие вечера, делились планами будущих произведений, зачитывали отрывки будущих романов и, хоть порой за глаза критиковали друг друга, на людях были хорошими товарищами.


М. Зичи. Торжественный въезд их императорских величеств в Москву 17 августа 1856 года. Фрагмент (верхний ряд, второй справа — Тургенев, нижний ряд, второй слева — Гончаров)
Дружба длилась довольно долго, пока не произошла крупная ссора, переросшая в скандал.
Как поссорились Иван Сергеевич с Иваном Александровичем
Однажды, беседуя с Тургеневым, Гончаров рассказал ему о своем замысле: писатель задумал новый роман о художнике, приехавшем в маленький город к своей дальней родственнице в надежде обрести там покой, но вместо этого нашедшем лишь любовные муки. Позже этот роман вышел в свет под названием «Обрыв».


Журнал «Вестник Европы». Первая публикация «Обрыва»
Каково же было удивление Гончарова, когда спустя два года при читке «Дворянского гнезда» Тургенева некоторые эпизоды и персонажи оказались схожими с его собственными. Примечательным являлся и тот факт, что Гончаров не был приглашен на эти чтения, а зашел случайно.
Иван Александрович не смолчал, высказал претензии, Иван Сергеевич согласился немного поправить сюжет.
Этот случай произвел большое впечатление на автора «Обрыва». Гончаров стал внимательно перечитывать произведения коллеги и, то ли сказалась прирожденная мнительность, то ли на самом деле было к чему придраться, нашел у Тургенева много схожестей с собственными творениями.
Дуэль или суд!
Уверенный в своей правоте, Гончаров обвинил Тургенева в плагиате.
Тургенев заимствование не признавал, утверждал, что это простое совпадение, однако слухи уже поползли по столице. Репутация писателя-дворянина была подмочена.
Иван Сергеевич оскорбился, пригрозил вызовом на дуэль, но прежде попросил созвать третейский суд коллег-литераторов. Они должны были выяснить действительно ли был плагиат или Гончаров зря бросался обвинениями.
Соломоново решение
В марте 1860 года состоялся третейский суд. В качестве судей выступали публицисты Дружинин, Дудышкин, Никитенко и Анненков.
Перед судьями стояла сложнейшая задача: доказать или опровергнуть литературный плагиат, никого не обидев, ведь оба оппонента были известными писателями, а Гончаров, к тому же, влиятельным цензором.


С. Левицкий. Русские писатели (крайний слева в нижнем ряду — Гончаров, за ним — Тургенев)
Посовещавшись, комиссия вынесла вердикт: авторы пишут о российской действительности, поэтому некоторое сходство может возникать, что является не более чем случайностью. Ни одна сторона не была признана правой или виноватой.
Иван Сергеевич согласился с «постановлением», его противника такое решение не устроило.
Не простил и не забыл
Этот случай Гончаров подробно описал в произведении «Необыкновенная история», призвав потомков разобраться в ситуации.
Через четыре года после третейского суда писатели встретились, Тургенев предложил помириться. Гончаров вроде бы согласился, но в душе так и не простил бывшего друга.
Иван Александрович таил обиду, по-прежнему искал и находил плагиат даже в произведениях иностранных авторов, которых, по его мнению, Тургенев щедро снабдил сюжетами. До конца жизни Гончаров был убежден в своей правоте.
 
Последнее редактирование:

VicRus

Administrator
#2
ИСТОРИЯ
Иван Бунин: как сложилась судьба Нобелевского лауреата?
24.08.2018

В ноябре 1933 Европа славила первого русского нобелиата в области литературы Ивана Бунина. Тогда никто не предполагал, что он окончит свои дни в крайней нищете, забытый всеми.


Бунин уезжал из России в 1920. Крохотный пароходик «Спарта», капитан которого был постоянно пьян, чудом преодолел бурное февральское море, минные поля. Казалось, эта разлука ненадолго, но родину он больше не увидел, окончив свои дни на чужбине.
Для Бунина — русского дворянина, академика изящной словесности, умного и наблюдательного человека, воцарившаяся на Руси власть хама была не приемлема. Последние годы выживания в советской России он назвал в своих дневниках «окаянными днями». Из Константинополя Иван Алексеевич и его гражданская жена Вера Муромцева перебрались в Софию. Начались долгие скитания за французской визой. Помогла Мария Самойловна Цетлина – меценат, добрый гений русских литераторов — прислала визы и 1000 франков денег.



В Париже надо было выживать. Сбережений никаких. Чемодан с остатками фамильных драгоценностей украли еще в Софии. Благотворительные вечера и лекции, за которые платили гроши, помогали не умереть с голоду. Лишь через год он вновь смог писать стихи и рассказы, которые принесли ему всемирную славу.
В июле 1922 Бунин узаконил свои отношения с Верой Муромцевой, которая была его секретарем, другом, ангелом-хранителем. Они познакомились в 1906 на одном из литературных вечеров. Писатель тогда был официально женат на Анне Цакни, но брак к тому моменту распался. Их единственный сын умер, Анна мечтала вернуться на родину в Одессу, обвиняла во всех неурядицах мужа. В итоге они расстались. Официальный развод Бунин смог получить только через 16 лет. Вера Николаевна сопровождала литератора во всех поездках по Европе и Азии, была с ним рядом до последних дней.
После свадьбы, благодаря пожертвованию миллионера Розенталя, семья смогла арендовать виллу в Амбуазе, затем в Грасе. Здесь им предстояло получить весть о награде, пережить войну.



Идея выдвинуть кандидатуру Бунина на премию принадлежит Ромену Роллану. Но к заслуженной награде пришлось идти долгих 11 лет. Париж пестрел афишами, в синематографе крутили документальные ленты о Бунине. А в Советской России назвали все это «происками мирового империализма». В начале декабря чета Буниных поехала в Стокгольм через фашистскую Германию. Фашисты, обвинив лауреата в контрабанде драгоценностей, заставили выпить касторовое масло.
В Стокгольме на торжественной церемонии Иван Алексеевич получил диплом, памятную медаль и чек на 715 тысяч франков, который чуть было не потерял. Лауреат передал награды своему помощнику — корреспонденту газеты «Новая жизнь» Якову Цвибаку. Горе-помощник уронил медаль. На глазах у почтенной публики кинулся ловить ее по сцене, бросив папку с документами и чеком на кресло. Только спустя пару часов вспомнили о чеке. К счастью, ничего не пропало.



Казалось, с нищетой покончено навсегда. Но через два года от денег остались лишь воспоминания. Бунин никогда не умел зарабатывать деньги, а тем более их тратить. К нему обращались молодые писатели и поэты, он помогал всем, но когда деньги кончились, про него тут же забыли.
Еще одна печальная страница в книге жизни писателя — Галина Кузнецова. Она появилась на горизонте гения в 1926 году. Семейство Кузнецовых — чиновника из советской России и его жены, начинающей писательницы, остановилось в Грасе неподалеку от виллы «Жаннет». Молодая женщина обратилась к мастеру за советом, так начался их роман. Вскоре муж-чиновник уехал обратно на родину, а Галина осталась. Через год она переехала на виллу к Буниным.
Вера Николаевна смирилась со своим двусмысленным положением. Иван Алексеевич уверял жену, что между ним и Кузнецовой творческие отношения, как у наставника с учеником. В течение 15 лет Галина была для поэта музой. А потом изменила ему с оперной дивой Марго Степун и уехала с ней из Граса навсегда. Для Бунина это стало ударом. Не то что Галина ему изменила, а с кем. Автор рассказов о возвышенной любви был обманут в своих чувствах.
В апреле 45-го Бунины перебрались в Париж, в крохотную квартирку, где и доживал свои дни больной, уставший, нищий Нобелевский лауреат. 7 ноября 1953 года его сердце перестало биться. Денег на похороны не было, и останки писателя удалось из временного склепа перезахоронить на кладбище русских эмигрантов только через год.



В судьбе русского нобелиата чередовались триумфы и трагедии. Патриот России 30 лет прожил вдали от родины. Певец искренней любви был предан любимой женщиной. Получал премии и награды, а умер нищим. Но несмотря ни на что, Иван Алексеевич Бунин на весь мир прославил русскую литературу.
 

VicRus

Administrator
#3
Истории об истории

«Двуликий», — почему современники не любили Некрасова
09.08.2018

В русской литературе не было писателя более противоречивого, чем Николай Некрасов. Единственный из классиков познал голод и нищету; радикал, избежавший подозрений, обысков, ссылок. Поэт понимал, что не отличается смелостью и готовностью жертвовать собой.
Единственное, о чем просил перед смертью, — судить его по стихам, а не поступкам. Терзался Некрасов тем, что сочинил хвалебную оду Муравьеву-вешателю. Мучился настолько, что преувеличил важность стиха. В последние годы Некрасов старался оправдаться, объяснить свой малодушный поступок, «роковая» ошибка стала его навязчивой идеей.


Н. Ге. Портрет Николая Некрасова
https://zen.yandex.ru/85ng847ch/18944aLrAD/fLCLlxFNZ/W3QW/0UwCnIG/WBOhOSIT/69vywA/xebu9zic/SwjiWaJG5/CArV-/Vn074-/FhIPaf/yXj1Po/I95KOO0Xb9/IGDz6d0PG/zgq81Bb/M1/wyGBsN9ip1/S9Lu5cduI/Ra6O/p3s5dxjxEx/GSwe0X/3UoBpfC/C3ep/wIwN5C3BduL/q7PV/28EV_/84bpaVti/CNwKHGw/JT01gEb5tA/FbT-O/yDejhzsxT8/pLS/7YvgkQWJCq/Qhzb1O0/4zpBq/ezJZMAx/3ny10s7_A7/Qg/P5zmimlJOXP/-AhgTN1/0eGlb0E/D4Ez/urlx00/id6gX_q/_n3BHgZG1QX/sZUa2xS/kOV/gZ_bmyWn/bK5t14/PbJwXaKM/lWZ6P8PfDg/F4k0/bYQAnSW0B/vhd0A8/LYsMZ3BH/7sK52p5b1/g43k/aSHSGS2QhU/oa-/CSWSn8x/b9TeZcLX/fxOF2j0Z/v8-P3W3h9/IcwK/ejNffX8cA/dkcdF/ftyoiP/XwITj3Kd2f/WrBOZmTT/NCsWxVe/1as6/Wcg9p/_JTIM7n/zW1ofupMZN/Ga4TklX/RgTCT/rSngsJ1gYH/TG2/aAogwZ_qx1NX/EYcUray/23CToJh/NicqEB/FSgC/7rhjZfb/2i17fCe1Stf/aN9Q/GhRzzzgYgO/HDg/u70B8FV/9hGGsxt/jg6S7XH7a/gJKh7tLov/7toJn7/UVSbV/iaWFM/pU5LYCXO/h2Yxphz/efaLX4jP/0rik8-toLz/X0E8/E5tCXRAj/OE1GIv4w/eBG1w/5iuYj1/L7S6bp/LeoO_BgQnAC/gQlPKwD/m_G/N8ssuWDv/BP2DbCoY6rE/fZOP5/SBiA/4cO3OZfBsLDj/pQGj69K/QJV7ci/nnHwxd/4h6qd-/3i2TqeRJCS/Z8J/VygGkfFh/IPafyQ2/HT8JD8sT/69CCv/L260xdp/OfHl2l/klfNRsn/QU5bv3w5A/_bb8INZ/ABvqev/isvNtmlyweN/wbCDhE/_Bbn6PH/Gygo/1ExxmSMba/13vk/oqhJ-7sXdTV/gmN8hd/WGkK/c2EYK-QLfy/vvzO/65bDITliml/9cq4P9/ZZbmIAu/31nYS2C/3WJdvM/zLdNlMijb/Btd_0L/6ccIa_/Y1lUROji/YAhJg/W2sVWwL/-OSgJ7M/60mkwSSKU/2pu_xgCbM/clNhQ5h/OQ3E/Op_A6fKr/En0rRCcFt/4eTY-i/WmBm-/t2tRMVX/0zxlNf/IwptQ0QJ7Ck/qF_Pb/vIBPBE/-5L7ro7o/g5xWNdd/V2RQUd0Drf/7OH/aszpZOz/gTbaej3/yukxqxFuqd/bIR19y/JNtWTyEH/elxGBeEr/Jw79/w7KFUwRVr/Syy/-vecMMNk/SHxcj1dTa/Q695T5ht/Nmf/SdEWxWnh_/dfzP6oYdb/nV105/CfjXf/X0gwH2JHTgf/kPz4c/6cSzgVc/JS60uv_7oh/yb/WZUZiRZh/JQ2MWo-Myf6/PZ/lUzYFdVy7vj/P-yOsEmq/ny/NBSXGk03FBNJ/BVuX/l4H7zQ3A-/3KtYFODE/OoLa/Xp4IA/82WxNaFqR/TUd8D7X/uInu-3YFS/1AnbfOn/-3fQrvQN/kqN/3BVV1y/J9xTRDYbfU5A/FOA9/IBDg3K-B/QRZDpym75/PeGM/t53XHBAhkx/Hc/ACy4TJ7s/9qMXsMP3Wfm/-dL0/KrAeYaXC3/1JeZ/iXEUkIwF/W9dXR79/PSwT4ca/lhkEfV/a4yvPjvgj/fbdV5/0Qp5fUX/QMpfwp/cavfmlHaDc/1y4fzW7T6/zG/Xat0tJV/Xm0220xGOx/l7WEUA9/D48CefJ/sJ5XA/0C3Mbr295/4n33JecVm/BUl/N6Gb7rM/3elxpNR/3Qjefeb-/3_E-txFnpt/XC/VFtyNtBCQT/AeY1/pHH-EjKBDh1b/yEVhVEog
Ода Муравьеву
Делом жизни Некрасова было издание демократического журнала «Современник». В апреле 1866 года произошло первое из почти десяти покушений на Александра II, но народоволец промахнулся. Со всей России шли благодарные телеграммы императору, писали стихи и ставили спектакли о чудесном спасении.
После покушения Александр II создал комиссию, главным назначил Муравьева-вешателя. Через несколько дней начались репрессии, аресты, сведение счетов.
Некрасов знал, что «Современник» закроют, но использовал последний шанс. Написал оду Муравьеву, прочел. Тот даже не взглянул. Сидел, развернувшись спиной. В общем, попытка не удалась, «Современник» все равно закрыли.


Шарж. Сотрудники журнала «Современника» Панаев, Некрасов, Григорович, Тургенев, Островский и Толстой несут в журнал свои сочинения
Революционеры и демократы сочли Некрасова негодяем, а поэт всю оставшуюся жизнь изводился от вины и просил прощения.

Торгаш и барышник
Дело в том, что Некрасова не любили. Мнение о нем сложилось как о торгаше и барышнике. Тургенев, например, писал, что Некрасов его «Записки охотника» купил за тысячу рублей, а полторы тысячи наварил на перепродаже. Подобную комбинацию он провернул с изданными сочинениями Гоголя.
Многие писатели сетовали, что Некрасов наживается на их трудах, считали чуть ли не вором. Однажды авторы не поверили, что в кассе журнала нет денег, отправились в контору и проверили бухгалтерские книги. Все сошлось. Публичное, ложное обвинение в присвоении денег не подтвердилось.
Хуже было другое. Слову Некрасова не было веры. Его поэтические строки называли ложью, обвиняли в неискренности. И кто обвинял: Толстой, Герцен, Белинский, Анненков, Фет, Тургенев... Говорили, что Некрасов пишет о тяжкой крестьянской доле, а его крепостные ищут от него защиты. Логичному вранью верили, поскольку оно точно отражало двойственность его натуры.


А. Наумов. Некрасов и Панаев в гостях у больного Белинского

Множественные миры
Некрасов тонко чувствовал, глубоко переживал и жил двойной жизнью. Он состоял в Английском клубе, и большинство его карточных партнеров не знало, что он поэт. Писал о тяжелой судьбе народа, а министр финансов был вечно должен Некрасову тысячу-другую.
В одном из стихотворений Некрасов пишет о барине, втыкающем на запятки кареты гвозди, чтобы сгонять мальчишек, желающих прокатиться. А Фет сообщает в дневнике, что в такой карете, утыканной острыми гвоздями, ездил сам Некрасов.
Печаль о судьбе народа не помешала Некрасову построить винокуренный завод. Он осуждал Михаила Лонгинова за непристойные стишки, а сам, на пару с Тургеневым, сочинил еще более непристойное стихотворное послание Лонгинову.
Некрасов состоял в Петербургском гастрономическом (так называемом «обжорном») обществе и в то же время высмеивал его в стихах. Объедался деликатесами, переживая за голодающих. Обличал охоту, а сам устраивал для министров шикарные охотничьи выезды на лося и медведя, с поварами, сервизами и лакеями.


Неизвестный художник. Николай Алексеевич Некрасов

Грехи поэта
В биографии Некрасова много удивительных фактов, противоречий и поступков, из-за которых от него постоянно отворачивалось общество.
Когда он подвел отца и вместо военной карьеры избрал писательство, отец оставил его без денег. Без крыши над головой, впроголодь, Некрасов три года выживал. Однажды его подобрал и отогрел нищий.
Он жил в семье Ивана и Авдотьи Панаевых, у которых собирались практически все русские писатели того времени. У Авдотьи с Некрасовым случился роман, который длился 16 лет, до смерти Панаева. Отношения были сложными. Некрасов постоянно уходил, страдал в разлуке, возвращался, ревновал Авдотью к мужу и устраивал сцены. Общество его осудило: живет под чужой крышей и с чужой женой. Тем временем красавец Панаев, редкий волокита, транжира и донжуан, занимался с Некрасовым изданием «Современника», а вскоре отошел от дел.


К. Горбунов. Авдотья Яковлевна Панаева
Дед и отец Некрасова были азартными картежниками, спустили почти все состояние. Как писал Некрасов, когда дед проиграл семь тысяч душ, а отец две тысячи, ему проигрывать было нечего. Николай и не проигрывал. Он был неплохим психологом и стратегом, играл в основном с богатыми людьми и, судя по всему, играл профессионально. На выигрыши Некрасов выкупил семейное имение, издавал «Современник», держал прислугу.
Почти в 50 лет Некрасов сошелся с 23-летней деревенской девушкой Феклой. Барин занялся образованием Феклы: дал ей новое имя – Зина, водил в театры и на концерты, практически перед смертью женился. Своих прежних возлюбленных Некрасов не забыл. До последних дней тосковал по Авдотье и своей любовнице-француженке Селине Лефрен.


Николай Алексеевич Некрасов

Двуликий, но не двуличный
Некрасов и сам прекрасно знал, что порой поступает аморально: «Я не слишком нравлюсь себе самому», но, слабый человек, что он мог поделать. «Двуликий», — таким считал Некрасова Чуковский и был прав. Однако, кто знает, не будь его душа столь мятежной и противоречивой, родились бы такие чудесные строки?
 

VicRus

Administrator
#4
Истории об истории

Ей 24, ему 47: запретная связь Тютчева
17.07.2018

Елена боготворила Тютчева. Он нуждался в обожании, хотя оценил привязанность лишь после смерти любовницы. В биографии поэта роль Елены сводится к упоминанию лирического «Денисьевского цикла». Браки и адюльтеры Тютчева так увлекательны и ярки, что затмевают роман с выпускницей Смольного института.


С. Александровский. Федор ТютчевГалерея красавиц
Екатерина, Амалия, Элеонора, Эрнестина, Гортензия ― с каждой из них у Федора Ивановича были связаны стихотворения, приключения, скандалы. Чего стоит история о том, как первая жена Элеонора из ревности пыталась покончить с собой бутафорским кинжалом. Или рассказ, как мужу Эрнестины стало плохо на балу, и он тихонько ушел, попросив Тютчева присмотреть за супругой, а на третий день скончался.
https://zen.yandex.ru/858by4e7b/18944aLrADf/LCLlxFNZ/W3QW0Uw/CnIGW/BOhOS/IT69vy/xXUyXu5ug97/hrj/maJG49ArVs/Rnw74-Fh/IPafyXj/1PoI95KO/O0X/b9IGDz6d/0PGzh3x/FFbE19F/GBsA5G/oBP7WZvJB6K/lebevqt/8IQZ/505zKH/zGbEVpPL/y8O3v/2mYpS9DLjM9/ajj/agsk0Zjh4L/vC2k7/csZ7YT/NbJ38bU/MgNfBLH8Iib/b1Ee7xT/8y7SJM-s/5Y/lRFxl5NeD/nj8QlJjM/HARI/c-zFLD9PqoK/pNFW6/aDiGkU/OATxbR1kX1V/lYBLLGX/Q_temVm/GwxaOwT/na_xq/geXf/RpGB50JaG/BTg99/leLecjAz/1E_hLysSJ/9Af1I23/z_9RmYT/0UmG/xxLVl9fx/8V2j8DD7/XhjYRgMl/PuDL7Rs/q9km/mxfSWuZCW9dE/Y7SF/iGV17UP/3EyaUNqj/iagW/k0F_gob/tbn07dc5/tbjFebU0ZC/ckL/OlHu2LrGdSB/p7Cn-qs-/GBfd/-HjJYk/HF0SVKBuGE/ggp7/NDYdMn/2S1xtmoF/6VAYKL/A0XRbYCb/sS2Y5Xn8aG/ge9KgpX/6O2Kxk0/oZ4hzn/d_13A/3-TU83/AptpECl/TvbhpfpX/-gA_CT/O411qf9q/Hb0RzzzgYhH/H1QMm21/pA11vG/hMz4/g0MC8PCka4I/DhS4F/KPbwY/kgxSZSc3/fGCRNIM/onsEEX/x6MwN9EztU/sTQifd2r/0d--vK/JTWt/gbuNzRRI/IfX9SLts/NDwrEn/omOCA4Qh/nO6z-iWI4/Ikf1/Jwxl91XRu/z3CBpkd/7JEOAN/n1LS5ozB/AbFHPPOB/iA4/cOC7vTBs/RAjJvUAW/-LToK1_/WThF1Vd/oVzvc/u3hWabU/ng1dsZoFl9T/5rhhIPa/fyUSEU/co2_/eTu7Rag/Gm6G1ux2az/tzlklfNR/snQU5bv/3w5A/_bb8INZA/Bvqevi/svNtmly/weNwbCDhE/_Bbn6P/HGygo1/ExxmSMba13/vkoqh/J-7sX/dTVgmN8hdWG/kKc2EY/K_QTNyvB/-uy4/bABcliml/9cq4P/9ZZbmIAu31n/YS/2C3WJdvMz/LdNlMi/jbBtd_0L6/ccIa_/Y1lUROjiYAh/JgW2sVR/B_pOD/8D8N2pm/lICS/bkgqO7shy/PCY0Z_RY5/JUXINp-/UldqT/bj1LAF8Z/_8fHT7/y2qAH/Su1sFdV/Wkizk1KN/gN_Skg/L4jkjCvbD/sIJNBla5N/Lz07Y/Uiy39cfU/KMUFtoAL/HkOne3/3YhTz/w_Na_3n/0_wxvRl0pd/TSWUdnN/cBC/TT4ZblhMC_4o/PhH8/3LOSTB5/RuyGr_u/OLI8V9TnR/chlx/HfBe-_/SZhvMudStI/Vzmfh9/NfxKq/sTfrLFwEl/YZTrdXkI5/Fmt/BTADiKT4f6/Na_jV/EBQLozu-vx/hzDOZ/V1hRJNb/V2wHveo_aa/rEnkX/eH9dq7uTV/6ym9GnW/x18tKX/Hksx/UlHIQFs/Sl0f9yAvCeT/Ou5RS/A0uzO6/v945oh1/mRNb1K/BWkVsF6P/hPmqk/2I5H3QTEavz/52O/41qg5rqd/rSWUd_/N9hMTjMfYEZN/D-sg/LAjvza-V/WwNCqS/645fe/HPsp-WndQmUt/ba/Bu4-Ddlr8/CJWdQG2H/P9-MTzN/rcCZ7vDy/1lGbSbD/SE0nGn9/dUx/bhNzQI98y3/nVcKS7o/7pvHm/iyHXbkJ_Q/YBURmsM/v-Y9aL/PBi0_H/G9dp4vDa_C/erH2/iv3c9f/WnIky0BbPAJp/XlMc5jk/4HOPft/JhPBV/arMqD/15Yssx3V/DYV2QV/EhyEqXyN/3Wh1Y1L3xH/Af_39/zuwltw1g/qsfBUl15N/MdeTz/0EfE9QCvw/gPB/L32q2fUA1Mog
Или тот факт, что перед смертью Тютчев завещал свою пенсию Гортензии Лапп, и его вторая жена, та самая Эрнестина, уступила содержание любовнице-немке с двумя детьми. А встреча с первой любовью, дважды овдовевшей Амалией Лерхенфельд, случайно, на водах. Амалия в 62 года прекрасна, Тютчеву 67, и он пишет «Я встретил вас, и все былое…»


Неизвестный художник. Элеонора Тютчева. Ф. Дюрк. Эрнестина ТютчеваВыпускница Смольного
Денисьева рано осталась без матери. Отец женился, с мачехой отношения не сложились. Стараниями тетушки, инспектора Смольного института, бедную дворянку пристроили в учебное заведение. Елена жила у тетушки, рано начала выезжать на балы. Перспективы были неплохие. После выпуска блестящая остроумная красавица могла стать фрейлиной и удачно выйти замуж.
Две дочери Тютчева от первого брака учились в Смольном и как-то пригласили подружку к себе домой. Грациозная брюнетка понравилась поэту, влюблялся он страстно, мгновенно, часто. Ему было 47 лет, Елене 24.
Поэт и дипломат
Федор Иванович состоял на госслужбе, был послом в Германии, мыслителем, высокопоставленным чиновником (дослужился до тайного советника). В 1850 году, когда поэт познакомился с Еленой, с ним жили три дочери от первого брака, вторая жена Эрнестина и трое детей от второго брака. В карьере Тютчева был перерыв, он жил на деньги второй жены, что не помешало ему снять квартиру для свиданий с Еленой.


Иванов. Елена Александровна Денисьева
Тютчев был большим поклонником женской красоты; дамы его боготворили, уважали страстные порывы и дарили такое понимание, о каком обычный смертный даже не мечтает. К примеру, о первой жене (умершей в 38 лет от простуды), Тютчев писал, что не было дня в их жизни, когда Элеонора не согласилась бы ради него умереть. Так было и с Еленой, которая называла Тютчева просто — «Мой Боженька».
Никакого будущего
К выпускному Денисьева была беременна, в 1851-м родила девочку, Елену. Тетушку уволили с должности. Отец Денисьевой от дочери отрекся. Вчера она блистала на балах, и вдруг оказалась заперта в квартирке с ребенком. Елену нигде не принимали, осталась лишь пара подруг, испорченная репутация и любовь к поэту.
Тютчев вернулся на службу. Супруга поэта, богатая красавица Эрнестина, ждала завершения адюльтера. Большинство друзей поэта были уверены, что мимолетное увлечение пройдет. Но нет, отношения с Еленой продолжались почти 15 лет.
«Ты просишь невозможного»
За эти годы Денисьева родила троих детей, Тютчев написал свои лучшие стихотворения. Их отношения изменились, тихая нежная Елена раздражалась и спорила. Она считала себя более чем законной женой Тютчева — единой плотью и единым духом. Летом, да и то не каждый год, поэт вывозил ее с детьми за границу.


Там можно было не прятаться. Устаиваясь в гостиницу, он писал «Тютчев с семьей», и на несколько дней мечта сбывалась. Елена, измученная заточением и одиночеством, претендовала на Тютчева. Просила посвятить ей сборник стихотворений, показать всем, насколько он ее любит. Тютчев отшучивался: вот же я, весь твой, чего же боле?
«В борьбе неравной двух сердец»
В России она жила тайной жизнью, хотя их отношения не были тайной. Выкручивалась, объясняя детям, почему «папенька» приходит пару раз в неделю. Убеждала себя, что испытание послано ей за гордыню. Однажды рассказала своему родственнику, что даже смерть Эрнестины ничего не изменит. Якобы Тютчев был трижды женат, и церковь не признает очередной брак.
Родственник удивлялся: все знали, что поэт женат вторым браком, и обе жены были католичками. Скорее всего, Федор Иванович намеренно ввел в заблуждение Елену. Не только любовь была его вдохновением, но и постоянные терзания, и размолвки.
Поэт нашел идеальные отношения. Елена — живой упрек его эгоизму — пожертвовала всем ради него. Ее личность растворилась в обожании, ожидании, самообмане. Страдания возвышали любовь, наполняли трагизмом лирику Тютчева.
После рождения третьего ребенка у 38-летней Елены обострился туберкулез. Через два месяца она умерла.
«О, как убийственно мы любим…»
Он никогда не знал такого горя. Просыпаясь, удивлялся, что способен жить и дышать с вырванным сердцем. Сожалел, раскаивался, умирал от вины, кровоточил в письмах и стихах. Говорил только о Елене.
Обивал пороги, применил все связи, чтобы признать детей Денисьевой законными, дать им фамилию и образование. Дочку Елену устроил в пансион. Одна гостья, приняв Елену Тютчеву за законную дочь, поинтересовалась здоровьем ее маменьки. У девочки случился нервный срыв, она слегла. Оказалось, что у всех детей туберкулез. Годовалый Николай и 14-летняя Елена умерли в один день, через девять месяцев после смерти матери.
Выжившего сына, названного Федором в честь отца, воспитывала жена Тютчева Эрнестина. Поэт вернулся к жене, остаток своей жизни провел в скорби, не считая нескольких романов. Эрнестина пережила мужа на 20 лет, из завещания узнала о немке Гортензии, детям которой великодушно отдала государственную пенсию Тютчева.
 

VicRus

Administrator
#5

Истории об истории



Обида Баранта: первая дуэль Лермонтова
07.08.2018

Пылкий, мятущийся — для современников Лермонтов был не бронзовым памятником, а противоречивой натурой, умеющей и страстно любить, и также страстно ненавидеть.
Он хотел любить и быть любимым, дружить и обрести верных товарищей на всю жизнь, сражаться и познать вкус славы, но судьба рассудила по-своему — первая любовь без взаимности, легкомыслие друзей, арест и ссылка за дерзкие строки.


П. Заболотский. Портрет Михаила Юрьевича Лермонтова
https://zen.yandex.ru/8nj5os847/18944aLrAD/fLCLlxF/NZW3QW0Uw/CnIGWBO/hO/SIT69vysgo/KbJcBhP/DdpWSa/JG5CArV0/YH874-Fh/IPaf/yXj1Po/I95KOO0Xb/9IGDz6d0PG/zgq81Bb/M1/wyGBsN9ip/1S9Lu5/cduIRa6Op3/s5dxjxEx/GSwe0/X3UoBp/fCC3epwIwN/5C3/BduLq7PV28E/V_84b/paVt/iCNwKHG/wJT01gEb5/tAFbT-OyDe/jhzsxT/8pLS/7YvgkQWJ/CqQhzb1/O8vwV/PgZ6cXt/sNyXy10/tXvFZ09PZz/miml/JOXP-AhgTN/10eGlb0ED/4Ezurl/x00id/6gX_q_n/3BHgZ/G1QXsZUa/2xSkOVgZ_bm/yHjbK5t/t7qORw/XaJHHnw/xv8P/fDgF4k0bYRw/nSW/MBvhcKS/9KCsMZoVFH/sO5/2p5b1g43kaS/HSGS/2QhUoa-CSW/Sn8w/Q0TOYc/LXfxOF2j0Z/v8-P3W/3h9IcwK/ejNffX8/cAdkcdFfty/oi/PXwITj3Kd2fW/rBOZmTT/NCsW/xVe1as6W/cg9p_/JTIM7nzW/1ofupM/ZNGa4Tk/lXRrQSDxeWA/sJ1g/YHTG2aAo/gwZ_qx/1NXEYc/Uray23CT/oJhNicqEB/FSgC7/rhjZfb2i1/7fCe1Stf/aN/9QGhRzzzgY/gOHDgu70B/8FV/9hGGsxtj/g6S7XH7a/gJKh7tLov/7toJkw/ENzR1i/aWFM/pU5TCFlK8/loxph/zefaLX4jP0ri/k8-toLz/X0E/8E5tCXRBe/T3keCMQwe/BG/1xLaCCx9/L7S6bp/LeoO_BgQnA/CgQlPKwDm/_DpI/suWWDvBP/2DbCoY/6rEfZOP/5SBiA/4cO3OZfBs/LDjpQG/j69KQJV7ci/nnHwxd4h/6qd/-3i2TqeRJ/CSZ8JVy/gGkfFhI/PafyQ2HT8/JD8sT6/9CCv/GVX73tV/HfHl2lkl/fNRsnQU5bv/3w/5A_bb8IN/ZABvqe/visvNtmlywe/NwbC/DhE_Bb/n6PHGygo1Ex/xmS/Mba13vkoqhJ-/7sXdTV/gmN8hd/WGkKc/2EYK-QLfy/vvzO6/5bDITliml9/cq4P9ZZb/mIAu31n/YS2C3WJ/dvMz/LdNlMijbBt/d_0L6c/cIa/_Y1lURO/jiYAhJgW2sV/ThPqM/iQS4si5l/FECUKcys/unymzzVZ/k1m/UYNfTX8Ap/eYmeKj/MmlzfE/9Z27frJ8/CGzBWOu3/MpXRH0nz/0JaJQxgT/Us/e7S4qHPHdq4F/PEU/qrK7Lp7/Iok2nJ/SZF6ZSEpgE/rfkJ/X6nwJBN3wXL/au_/72fAwsxlqr9r/AS/EdnIc5IRiA/GckV/eD-csNwLq/wraFX/gBNqyqg/9fOILM5jX/39FnFNKd/Rmk7T/56t8qYRdYd/wm3/p5d3iKb0R/ZqXe0E5W/ezPESFgmA/W9fRhHl/OSoW_/MWtnEw/VXqonp/un1gz7MY15/hX4RVW/HAPteYj/fL7ZgV_b/Esx84vff/6ym3A2/2r19p/JXG0o31NZL/ht/zUFoI4DkvFP/HbsJ/pRBVSuJrns_/YclzH/JTdEe/XQExwGbfpNG/et/35FZwAjWa/ev70f48qAF/_q/cbfVVxmN8dWW/SY/BZ0pNCvc2/JxXxyq/qfXARIvT/e4_e-WLMdt/WX1E/gklSexms8T/Z7q/sSRWtsYx2/fp58jsKK/cfe67Z/z1NeZTPbV/1o/xDW9ZXQn5KS/4C4cKxg/VkRS7/07p_Dwhjn/eYU/FmWJpMW2ANpO/w-Zbz/Gk0fED/MJ09PDO/8SKpD2/a0y8BVXn4/iz0pEMgt8/XE/Uf4jIoDvDZs4/JQCEO/lNrvq9Iom/23pTc/ViXVEp6F/qT8K3Wh1/pBY2B3/Hd_370eA/iph/1iotzW/UkFzIsFfR/T0ObEtGBf/07JAX_/1a2dUgpSog
Скрывая разочарование и тоску, Лермонтов стал для света колким насмешником, а его доброта, ранимость и мечтательность остались лишь для самых близких людей и творчества: «Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».

Опала и слава
После публикации «Смерти поэта» Лермонтов попал в опалу. (В то время многие сочувствовали Дантесу, считая, что в трагичном исходе виноват сам ревнивец Пушкин). Так думал и Николай Столыпин, родственник Лермонтова. В пылу спора поэт не выдержал и дописал ещё 16 строк: «Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!».
Подобная крамола не могла остаться без наказания, появилось «Дело о непозволительных стихах». Николай I решил: «Медику гвардейского корпуса удостовериться, не сошёл ли он с ума; а затем мы накажем его согласно закону». Согласно закону — сослали на Кавказ, приписав к воевавшему там 17-му драгунскому полку.


М. Лермонтов. Воспоминания о Кавказе
Однако вскоре в дело вмешалась бабушка (богатая и влиятельная особа), Лермонтова вернули в Петербург. После ссылки опальный поэт приобрёл популярность: его заметили, стали печатать, приглашать на светские вечера. Именно на одном из них и произошла ссора, ставшая причиной первой дуэли.

Любовь или политика?
Давали бал у высокопоставленной графини. Помимо Лермонтова на нём присутствовал весь цвет весь цвет высшего общества, в том числе и сын посла Франции Эрнест де Барант («салонный Хлестаков», как метко заметил Белинский). Молодые люди крупно поссорились и условились драться на дуэли. Точная причина неизвестна до сих пор, поводов могло быть несколько.
По одной из версий, Лермонтов и Барант были влюблены в одну и ту же особу, однако она отдала предпочтение французу. Оскорбленный поэт написал язвительное и не совсем пристойное четверостишие о даме, что и стало поводом для ссоры. Правда впоследствии выяснилось, что злополучные строки были написаны за восемь лет до этих событий. Другие свидетели утверждали, что дама отдала предпочтение Лермонтову, за это и мстил пылкий француз.


А. Клюндер. М. Ю. Лермонтов после возвращения из первой ссылки
Возможно, молодые люди поссорились вовсе не из-за женщины. Говорили, что поэт недолюбливает французов (французом был Дантес, убийца Пушкина), что, как будто бы, он и продемонстрировал в «Смерти поэта». Сам Лермонтов подобное отрицал и даже был приглашен на приём во французское посольство.
Как бы то ни было, дуэль состоялась.

Не целясь
18 февраля 1840 года соперники встретились за Черной речкой. Сначала условились биться на шпагах, потом, после «первой крови», на пистолетах.
Поединок на шпагах закончился быстро — шпага поэта почти сразу сломалась, Барант легко ранил Лермонтова. Решили продолжить на пистолетах. Стреляли одновременно с двадцати шагов. Француз прицелился и промахнулся, Лермонтов целиться не стал, стрелял навскидку. Тоже не попал, впрочем, как показали секунданты, он и не хотел убивать соперника.


М. Врубель. Дуэль Печорина с Грушницким

Наказать по всей строгости
Был суд, арест (француза не тронули, обвинение предъявили только Лермонтову). Узнав из показаний, что поэт намеренно выстрелил в сторону, Барант обиделся: соперник целился как следует, да только не попал. Лермонтов не выдержал, предложил повторно стреляться. И снова суд, теперь за подстрекательство к дуэли.
Лермонтову предложили извиниться перед соперником, на что тот, оскорблённый, ответил: «Никогда я не унижался до обмана и лжи».
Суду стало ясно: поэт не раскаивается и своей вины не видит, а сыну французского посла нанесено тяжёлое оскорбление. По указке сверху, Лермонтова снова отправили на Кавказ, только теперь в самую гущу войны, на передовую, где через год и случилась его вторая и последняя дуэль.
 

VicRus

Administrator
#6
Любовная геометрия Ивана Бунина
30.08.2018

Личная жизнь великого писателя – это всегда достояние любого уровня глянца. И чем больше пикантных подробностей, тем, несомненно, лучше и для самого художника, и для тех, кто пером наживается на этой истории, и для уважаемой читающей публики. В этом плане последний русский классик, лауреат Нобелевской премии от 1933, Иван Бунин, подарил нам всем целый пир для размышлений, сплетен и кривотолков, которые вот уже почти столетие остаются все так же актуальны и животрепещущи.


Речь пойдет, конечно же, о том самом любовном треугольнике, превратившимся в квадрат для того, чтобы стать пятиугольником. Сложно? А кто сказал, что геометрия - это легко?
https://zen.yandex.ru/9g80hi97g/8292faFCnOKG/rNwHY-k/km/-wPeVSS1PAB/nYPM/ACgEPJB27ug/_E/YtVl4AH_UZU/E1x/vDR6WION2T/rZGoRsNp2/69Qh/pRaRB0xk7T/Qpr4/poaM8gtN/vTiR/8aUUM1tW6dLt/4Bqy0v7/rnnY_Ip/WTdYu/TJdf/biDzcwpMy/B0sDFqF/tnvJdXFVbN/xk/j8QFOMCd/oCaaQzOX6b0/0qFBZV/VAH/8do2Ba4dK0/0aamWzj/OVWUF/iArhlaAfG/0uq9OjoS/O-NkD/XTXryX482/T1d9V/-JS_NC2/7Euj0onwm/-kdin/SngoB/FyhCJ0giwXWF/mGs4_o3/9CgGJW2/AI/VFgwOqyyxM5/fUO1/ZTx2s-g/l7ZB-9GWXJ/0waizM/pvbBpC/qtTv-rb/hB1sU/0UrzwiaFt/Zj1iBp0IT/0O5tPBw/ZDs2/FzB8Le9c/kcP3VD6D/JrE_WuGoj/GI60Wl/jtEZI/I3Kbm4Pz/G-IPb/y2JAYEFFHO/ahvmk/e-YNA/oG_2DyB2hTw/c1UdIyNA/GQ/g_vvbT0ddbAz/DW3h/qX_C6iamZO/4rLhWLI/H68o/SoYs1f3ka/q2ZwJRQ/lzOb/5gHuQGAcC7W/luEb/iHsDBl/rUPDQFx/-S7viIndV/7pIWp0tq0/qipok/gBab/JRk6ig9/WwagOb74/w9eD6m0RlC/kJe/oGieRbkH1n/FpruOTHP/JHRWJR0y/A0N/8fqzOYu/ZCw-om/EVdsKsKe3gTY/VLki/krNP0TY/aa4Mx60I/veRqrtr/YTsRCcAY/mket/B6QWGN3m/zGqpKERr/d9AmQzuW/-dvhOi/AdQ4gcD3b/C_/nfukm70/T5UXTDLzMVy-/wmkKqyT/3x86/1QD0PGxWg/Lp9/auUbWFg7r4_/odtygG/YgTR/ZTRjmvX0v/h47fU/qhN2pW9_Md/4Oxk/oRTzFEwq7Wt/wxdsfD/cwi9_C/ttxxlUUJcx/2-fDt0a/g3Iu14f/aC/O8pWmp6ih/1DYMeM/8fo6Imh/kv2ltB_T6PM/6P/Y6VBnnhNbIlq/IcDbaGb/NVvKU/qtdKOhM/fDYN/y2w6eUtt1a/rixwjS/sfUR_QIQ/mcH2D0uX/9ZjM8R/OkZI/HT60gvjllm-/RdkHFj/LTFnO/ylxQltVO/J5cDAY/RECQCGdFp/8-gAfDch2/4sM8zo/XMbPl/2PPjlhj/Iuwt2kwJD/CpLDdI7/OUtw/NN-pVzQI/w8w0i/xvmZs6O4/YSrcPunE/U5Bwc/LlSzNFpZDl/Tsx8rXUK/KNsRSJ/YiTtyN/I7G7PY/-PiNpoz/A0QuX0I/9PAZLZ/H1yEQMs/s5aZ2WNz/OPEbDQ_ZR/aPAMCHIIp/2Q2/eXoQxO-m/qyje2alwhU/IIvdC/af2vP/rLzAzZ6kyKl/f4/8T_S12G/vSs8pFzPKL/W2Ag/yA2mRep0-mZ/RzoZF/wOTNN0Cm/1uLLTLyq/9E1r3/FUNlGUJ/HMogsng/_Sg_M/2y0MyhE7vo81/shtvVb/aPAQt1j/50mIYs/J5ETpMz6g/kU_Fg/QEnDbEB/4REjzA/o_6TNO/bJoXit/MkzRsPJrK/9ugtMj/JqoiI4U-/3pLsDHcL/BC1SYKP/t4wfI/aLMy-eCr/fK65NC/PgoZB4Ix/2RiPRoot/Pvmxxz/6zelU/kWIg7dyOD0u/rpPCcr/Yq8iKE/j29zn/L0WesUcQsB/SnSO3CZ/ijIomAKi0/-iDWTc/MGRueP/tUDjECC/IzfnssAx/tXlPO/FqSNH/cllcX69ioz/IWav/OjBJ8u8-yN/Jmq03/bPAQpwD5/sg4IpK5c/Kvtj/2nE46ERYJ/nTXJFpxch/Tct/_L_aOaV1/Rz1CkiZjO/IPb5eovIS/p9vjM/zWPLsO/MvPZq/xfxzYaO80/6bJuYLDKV/EK7S9/plBJgoeB/5U43/QSFQIo5MPGp3g


Слева на право: Марга Степун (сидит), Галина Кузнецова, Иван Бунин, Вера Муромцева-Бунина, Леонид Зуров

1. Треугольник
Лазурный берег … Грасс … 1926 год. Она – миловидная, по словам современников, обладающая преданными «коровьими глазами» двадцатишестилетняя молодая женщина, не лишенная при всех ее прочих достоинствах еще и писательского таланта. Он – великий, постаревший, безумно тоскующий в равной степени как по родине, оставшейся уже в далеком прошлом, так и по музе мужчина, переживающий свою золотую осень. Бунин и Галина Кузнецова познакомились годом ранее, в Париже, когда она показала ему свои стихи и прозу. Произвели ли на него впечатление ее литературные таланты, мы не беремся судить, но она, определенно, произвела. В 1927 году он представил ее своей законной жене, Вере Муромцевой, в качестве секретаря и поселил на съемной вилле с громким названием «Бельведер». Назвать этот роман страстным не брался никто, но то, что обе стороны извлекали из него определенную выгоду, было ясно как небо над Лазурным берегом. Он получил свою музу, она - возможность приобщиться к Великому, смело полагая, что писательский дар передается этим самым путем.


Г. Кузнецова. Париж. 1934 год
Вере Муромцевой на тот момент было чуть немного за 40, она рано постарела и настолько окружила Бунина мягкой, обволакивающей материнской заботой и всепрощающей жертвенностью, что, вполне естественно, давно перестала интересовать его как женщина. Уходить от жены Ян, как любовно Вера назвала его, не собирался, что было ожидаемо и предсказуемо. Галю это положение вещей вполне устраивало. Таким образом, мы получаем нашу первую геометрическую фигуру.
Еще немного слов хочется сказать в оправдание его жены (по аналогии с «Дневником его жены»): поведение, заключающееся в покорном смирении Веры, было понятно и ожидаемо после стольких лет тренировок, когда ей приходилось терпеть постоянные романы и увлечения мужа, взамен она получала и его любовь, и его уважение. А еще, возможно, она верила в сакральный русский закон, согласно которому русскому ничего не надо делать – за него все сделает Бог или кто-то еще. Этот кто-то еще не заставил себя долго ждать.


Вера и Иван Бунины

2. Квадрат
1933 год. Иван Бунин наконец-то получает такую долгожданную Нобелевскую премию. Из Стокгольма после ее вручения пришлось ехать через уже фашистский на тот момент Берлин. Писатель подвергся унизительному досмотру и не желал оставаться в этом городе ни минутой более. Однако там пришлось оставить Галю, которая слегла с подозрением на плеврит. Оставили ее на попечение друга Бунина, известного философа, Федора Степунова, у которого была сестра, Маргарита, именуемая близкими как Марга. Современники говорили о ней, как о сильной, волевой и раскованной женщине. Разумеется, она стала своего рода тем Парисом, к которому уйдет прекрасная Галя от Бунина.
Забегая вперед, мы сразу скажем, что они проживут вместе относительно счастливую жизнь вплоть до смерти Марги в 1971 году. Ну а пока на дворе был 1941 год. Марга и Галя не могли более оставаться в Берлине, где они поселились вскоре после их встречи в 1933 году и в буквальном смысле бежали в провинциальный французский Грас от ужасов войны. Бежали к Буниным. Мы снова вынуждены вернуться к геометрии, так как перед нами теперь целый небанальный квадрат.


Дом Бунина в Грассе. Наши дни

3. Пятиугольник
На тот момент Бунины уже умудрились растратить все деньги, полученные из фонда Нобеля, и по сути бедствовали. Единственным «постояльцем» четы, вносящим ничтожную, но все же материальную лепту в совместное хозяйство в виде ежедневных десяти франков, был Леонид Зуров.
Автор «Поля» и «Ивана-да-Марьи» возможно и был талантливым писателем, да вот только родился не в то время и не в том месте. Впрочем, его литературная деятельность нас интересует сейчас меньше всего. В дом его, по иронии судьбы, ввел сам Бунин. Зуров был человеком крайне порядочным, с рыцарским налетом, но страдающий от определенных психических расстройств. Неудивительно, что он сразу же стал защитником Веры Николаевны.
Разумеется, ни о каком эротизме в этой паре не могло быть и речи, но то, что Вере весьма льстило это слепое обожание, было очевидно. Пятиугольник, ставший в это страшное время странной, но семьей, просуществовал под одной крышей вплоть до 1942 года, когда Марга и Галя уехали в США.


Все участники описываемых событий в художественном фильме “Дневник его жены”, 2000

4. Эпилог
Были ли все персонажи этой истории счастливы хоть мгновение на протяжении всей этой истории, мы не беремся судить. В конце концов, великих невозможно судить с точки зрения обывательских категорий «что такое хорошо и что такое плохо». Взамен этого понимания и принятия мы получаем шедевры вроде «Темных аллей» или «Жизни Арсеньева», которые, возможно, и не родились бы в других условиях.
В своем «Грасском дневнике», опубликованном в 1967 году, Вера Кузнецова будет предельно сдержана, и нигде не намекнет на ее связь с писателем. Она проведет с Маргой всю свою жизнь, последние годы они будут жить в Женеве.
Леонид Зуров скончается от разрыва сердца в 1971 году в одной из психиатрических лечебниц. Иван Бунин переживет войну и уйдет из жизни в 1953 года, через 20 лет после присуждении ему премии. Вера Николаевна переживет его на 8 лет и напишет столь биографически ценные «Жизнь Бунина» и «Беседы с памятью». Они похоронены в одной могиле на кладбище Сент-Женьев-де-Буа в Париже.
До новых книг!
Ваш Book24
 

VicRus

Administrator
#7
Russia Beyond


Как ругались друг с другом великие русские писатели
Достоевский презирал Тургенева, а Бунин терпеть не мог Набокова. Идеология, честолюбие или личные конфликты – у русских классиков хватало причин, чтобы ругать друг друга последними словами.
1. Достоевский VS Тургенев


© Григорий Авоян
У двух великих писателей XIX в. были абсолютно разные идеологии. Иван Тургенев, автор романа «Отцы и дети», был убежденным западником и либералом. Фёдор Достоевский – консерватором-почвенником. В романах «Идиот» и «Бесы» он проповедовал, что либералы развращают Россию и ведут к гибели, и русские должны сохранить свой особый путь и православие.
Неудивительно, что писатели не любили друг друга. С юности Тургенев – богатый дворянин – подшучивал над угрюмым коллегой. В издевательском стихотворении он назвал Достоевского «прыщом на носу литературы». Достоевский не скрывал ответной неприязни, и возмущался, что при всем богатстве, Тургенев получает за публикации гонорары в 4 раза больше, чем он.
Но главным поводом для ссор была идеология.
«Все эти либералишки ругать Россию находят первым своим удовольствием», – писал Достоевский в письме другу в 1867 г., говоря о новом романе Тургенева «Дым».​
Тургенев к тому времени жил во Франции, и Достоевский с сарказмом посоветовал ему купить телескоп, «а то, право, разглядеть [Россию] трудно». Тургенев обиделся.
Его, в свою очередь, раздражал психологизм Достоевского, манера углубляться в мрачные пропасти человеческой души. «Психологическое ковыряние», – характеризовал он романы Достоевского.
2. Есенин VS Маяковский


© Григорий Авоян
«Знаешь, почему я – поэт, а Маяковский так себе – непонятная профессия? У меня родина есть!», горячился Сергей Есенин, обсуждая своего соперника в борьбе за звание самого популярного поэта Серебряного века.​
Для Есенина, выходца из деревни в 200 км от Москвы, получившего славу «крестьянского поэта», главным ориентиром в творчестве было лирическое ощущение России, её природы и жизни.
Владимиру Маяковскому, «поэту русской революции», эти темы были чужды – он воспевал торжество грядущего мира, которым правят пролетарии и машины. Оба поэта жили в СССР, но это не мешало Маяковскому клеймить Есенина как отсталого и классово чуждого.
«Это ведь из [деревенского] хора… балалаечник!», – презрительно писал Маяковский в стихотворении «Юбилейное».​
Пылкий Есенин на чтениях своих стихов иногда выкрикивал: «Маяковский – бездарь!».

Несмотря на склоки, соперники признавали талант друг друга. Поэт Матвей Ройзман вспоминал, как Маяковский громко хвалил стихи Есенина, предупредив, впрочем, Ройзмана: «Есенину ни слова». Есенин же отмечал, что «Маяковского из литературы не выкинешь» и даже хотел помириться, но не успел. В 1925 году он повесился.
3. Бунин VS Набоков


© Григорий Авоян
Лауреат Нобелевской премии по литературе Иван Бунин никогда не скупился на оскорбления в адрес коллег, особенно тех, кто поддержал русскую революцию 1917 г. – аристократ счёл её величайшим злом и покинул Россию в 1920 г. Все советские писатели для Бунина были «слугами людоедства». Но, как показывает история с автором «Лолиты» Владимиром Набоковым, с товарищами по эмиграции у Бунина тоже были сложные отношения.
Набоков был на 30 лет младше Бунина и поначалу относился к старшему коллеге с благоговением. Когда в начале 1920-х Набоков отправлял Бунину, уже тогда знаменитому, письма с примерами своего творчества, он сравнивал это с признанием в любви и подписывался:
«Великому мастеру от прилежного ученика».​
Бунин проявлял благосклонность, но по мере того как росла его слава, стал ревновать, и их отношения испортились.
Соперничество Бунина и Набокова не породило громких скандалов – писатели предпочли вести себя холодно, критикуя друг друга «за глаза». Бунин в 1951 г., разговаривая с приятелем, обозвал Набокова «шутом гороховым» и заявил, что тот ему не соперник. Набоков называл мастера «старой тощей черепахой» и отказался выступать на вечере в честь его 80-летия.
4. Бродский VS Евтушенко


© Григорий Авоян
Отношения поэтов Иосифа Бродского и Евгения Евтушенко начинались неплохо. В 1965 г. Евтушенко, признанный мэтр поэзии в СССР, успешно хлопотал за молодого бунтаря Бродского, чтобы тому дали вернуться из ссылки на Севере. Они познакомились, между ними завязалась дружба – но уже через несколько лет рухнула.
В 1972 г. чиновники Комитета госбезопасности (КГБ) объявили Бродскому, что он должен уехать из СССР. В здании КГБ молодой поэт столкнулся с Евтушенко и решил, что тот шпионил за ним для спецслужб и виноват в его принудительной эмиграции. Сам Евтушенко всегда настаивал, что в тот день оказался в КГБ по другому делу – его самого задержали за ввоз запрещенной литературы. Но отношения оказались разрушены.
«Евтушенко, конечно, поэт очень плохой. И человек он еще худший», – говорил поэт в одном из первых интервью в изгнании.​
С годами это чувство крепло. Писатель Сергей Довлатов в «Соло на ундервуде» вспоминал, что когда он сказал Бродскому, что Евтушенко выступает против колхозов (система коллективных хозяйств, один из символов советской власти), Бродский ответил: «Если он против, я – за». Всё советское Бродский не любил, но Евтушенко не любил ещё больше.


Смотрите также публикации по темам
ЛИТЕРАТУРА
 


Сверху