Великая депрессия?

Тема в разделе "Историография глобализма", создана пользователем VicRus, 28 окт 2008.

  1. VicRus

    VicRus Administrator

    Регистрация:
    25 фев 2007
    Сообщения:
    9.649
    Симпатии:
    0
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Пенсионер, ветеран труда
    Адрес:
    Москва
    Сайт:
    Реальное имя:
    Виктор Алексеевич
    .
    Великая депрессия

    Материал из Википедиисвободной энциклопедии (читать аккуратно, Славяне!)

    Великая депрессия (англ. Great Depression) — глобальный экономический кризис, начавшийся в 1929 г. и закончившийся лишь во второй половине 1930-х. В русском языке более употребителен термин мировой экономический кризис, а термин «Великая депрессия» обычно употребляется лишь в отношении кризиса в США.
    Кризис особенно сильно затронул наиболее развитые страны Запада, включая США, Канаду, Великобританию, Германию и Францию, но коснулся и других государств. В наибольшей степени пострадали промышленные города, в ряде стран практически прекратилось строительство. Из-за сокращения платёжеспособного спроса, цены на сельскохозяйственную продукцию упали на 40—60 %.

    История

    Предшествовали Великой депрессии события Биржевого краха США 1929 г.: обвальное падение цен акций, начавшееся в «Черный четверг» 24 октября 1929 г., принявшее катастрофические масштабы в «Черный понедельник» (28 октября) и «Черный вторник» (29 октября). 29 октября 1929 г. — день биржевого краха Уолл-Стрит.

    Причины

    Экономисты не пришли к единому мнению о причинах Великой Депрессии.
    Существует ряд теорий на этот счет, но по всей видимости в возникновении экономического кризиса сыграла свою роль совокупность факторов.
    1. Кейнсианское объяснение — нехватка денежной массы. В то время деньги были привязаны к золотому запасу, это ограничивало денежную массу. В то же время производство росло, на рубеже веков появились такие новые виды товаров, как автомобили, самолёты, радио. Количество товаров, как валовое, так и по ассортименту, увеличилось многократно. В результате ограниченности денежной массы и роста товарной массы возникла сильная дефляция — падение цен, которое вызвало финансовую нестабильность, банкротство многих предприятий, невозврат кредитов. Мощный мультипликативный эффект ударил даже по растущим отраслям.
    2. Монетаризм — кризис вызвала денежная политика ФРС
    3. Марксизм — просто кризис перепроизводства, присущий капитализму.
    4. Биржевой пузырь; инвестиции в производство сверх реальной необходимости.
    5. Стремительный прирост населения; большое количество детей в семье было характерным для прежнего аграрного способа производства (в среднем 3-5 детей на семью), однако серьёзно сократилась естественная убыль из-за болезней в связи с прогрессом медицины и временным повышением уровня жизни.
    6. Одним из факторов, подстегнувших наступление Великой Депрессии, называют принятие Закона Смута-Холи в 1930 году, вводившим высокие таможенные пошлины на импортные товары. Пытаясь таким образом защитить внутреннего производителя, правительство протекционистскими мерами повысило цены на дешевый импорт. Это в свою очередь снизило и без того неважную покупательную способность населения, а также вынудило другие страны применить контрмеры, навредившие американским экспортерам. Лишь в середине 30-х годов после вступления в силу Закона о соглашениях о взаимной торговле, существенно снизившем таможенные пошлины, международная торговля начала восстанавливаться, оказывая позитивное влияние на мировую экономику.

    Последствия

    • уровень промышленного производства был отброшен к уровню начала XX века, то есть на 30 лет назад
    • в странах Запада насчитывалось около 30 млн безработных
    • ухудшилось положение фермеров, мелких торговцев, представителей среднего класса. Многие оказались за чертой бедности
    • возросло количество сторонников как левоэкстремистских (коммунистических), так и правоэкстремистских (фашистских) партий (например, в Германии пришла к власти Национал-социалистическая немецкая рабочая партия)

    США

    В США кризис вызвал следующие последствия:
    • закрылось более 5 тыс. банков
    • акции обесценились на 40 млрд долларов
    • выросла дефляция и упали цены на недвижимость
    • промышленное производство сократилось в 2 раза
    • производство автомобилей сократилось в 5 раз
    • 12 млн безработных (в пиковые даты кризиса — до 15 млн безработных)
    • 5 миллионов американских фермеров лишились земли за долги
    • урожай основных зерновых культур (пшеницы и кукурузы) снизился в 1.5-2 раза
    По некоторым косвенным оценкам, естественный прирост населения в США в период Великой Депрессии резко снизился.
    Для выхода из кризиса в 1933 г. начал осуществляться Новый курс Рузвельта — различные меры, направленные на регулирование экономики. Некоторые из них, по современным представлениям, помогли устранить причины Великой Депрессии, некоторые носили социальную направленность, помогая наиболее пострадавшим выжить, другие меры усугубили положение.
    В общей сложности в 1933-1939 гг. на общественных работах под эгидой Администрации общественных работ (PWA) и администрация гражданских работ Civil Works Administration - СВА (это строительство каналов, дорог, мостов зачастую в необжитых и болотистых малярийных районах), с единовременным числом занятых до 3,3 миллиона.
    Некоторые указывают, что причиной окончания Великой депрессии стала Вторая мировая война, вызвавшая массовые закупки государством вооружения. Хотя эта причина могла иметь место, однако, анализ исторических источников показывает что экономика начала оправляться задолго до начала войны.

    Новый курс Рузвельта

    «Но́вый курс» (англ. New Deal) — название экономической политики, проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельта начиная с 1933 с целью выхода из масштабного экономического кризиса (Великая депрессия), охватившего США в 1929—1933.

    Основным методом борьбы с кризисом стало государственное вмешательство во все сферы общественно-экономической жизни. Рузвельт видел выход из экономического кризиса только посредством государственного вмешательства, регулирования правительством экономических отношений между предпринимателями и восстановления покупательной способности рядовых американцев [1]. Начала работать социальная защита, контроль за производством и сбытом продукции, началось возрождение производства и др. Новая администрация и Конгресс прежде всего были вынуждены разобраться с банковско-финансовыми проблемами. В начале марта 1933 года банки прекратили функционировать. Президент был вынужден объявить чрезвычайное положение и закрыть все банки. Первым шагом к стабилизации стало уменьшение количества банков. Таким образом, в период с 1933 по 1939 год количество банков уменьшилось на 15 % , а объем их активов возрос на 37 %. Также Рузвельт издал закон, согласно которому было снижено золотое содержание доллара, то есть доллар был девальвирован.

    Великобритания

    Кризисные явления в экономике Англии были отмечены в начале 1930 г. т.е. несколько позднее, чем в ряде других стран. В первоначальный период в правящих кругах страны не было единства в отношении антикризисной программы. Лейбористское правительство стремясь выполнить предвыборные обещания, склонно было увеличивать бюджетные расходы для облегчения положения широких слоев населения, малоимущих и безработных, в основном за счет усиления налогового пресса на имущих. Подобная политика встретила сопротивление со стороны последних и заставила Дж. Макдональда в августе 1931 г. сформировать новый кабинет с консервативным большинством.
    Поворот в антикризисной политике получил обоснование в докладе Королевской комиссии по национальной экономии под председательством финансиста Дж. Мея. Руководствуясь либеральными принципами на первых порах новое английское правительство пыталось усилить косвенное вмешательство, стремясь сохранить прежде всего устойчивость финансовой системы страны за счет обеспечения бюджетного равновесия. При одновременном увеличении прямых и косвенных налогов произошло резкое сокращение бюджетных расходов по социальным статьям, заработной плате государственным служащим, ассигнованиям на общественные работы, пособиям по безработице.

    Кроме того, правительству консерваторов удалось получить крупный внешний займ, с целью восстановления платежного баланса. Важным мероприятием стала отмена в сентябре 1931 г. золотого паритета национальной валюты, в результате чего произошла девальвация фунта.

    За Великобританией вынуждены были последовать страны входящие в так называемый стерлинговый блок (25 государств — страны Скандинавия, Голландия, Португалия, Аргентина, Бразилия и др. включая британские колонии и доминионы), которые устанавливали курс своих валют на основании английского фунта. Члены блока, ориентируясь на стерлинг, были вынуждены покупать английские товары и одновременно поставлять сырье и продовольствие. В отношениях со странами — конкурентами, сохранявшими некоторое время золотой паритет национальных валют (США, Германия, Франция, Италия и др.), Англия получила преимущество за счет повышения ценовой конкурентоспособности своих товаров, что способствовало усилению политики протекционизма в этих странах. В силу последнего обстоятельства и Великобритания наконец отказалась от принципа фритредерства, перейдя к политике жесткого протекционизма.

    В комплексе с другими антикризисными мерами уже к концу 1933 г. Англии удалось достичь стабилизирующего эффекта. Как видим, это происходит в основном за счет использования имеющихся у Великобритании преимуществ в отношениях с другими странами, за счет упреждающих шагов на внешнем рынке и достаточно жесткого внутреннего экономического курса, что отличало ее антикризисную политику от Нового курса Рузвельта. Следует отметить, что уже в 1934 г. жесткая бюджетная политика экономии начинает несколько смягчаться, о чем свидетельствует рост заработной платы, восстановление пособий по безработице, снижения размера подоходного налога и другие мероприятия, способствовавшие смягчению социальных противоречий.

    Начавшийся в 1934 г. подъем подкрепился существенными государственными ассигнованиями на развитие отраслей, связанных с вооружением. Наряду с этим меры правительства по оздоровлению финансовой системы, жесткая политика протекционизма способствовали притоку инвестиций в ряд старых отраслей экономики, что впрочем существенно не изменило имевшиеся внутрихозяйственные диспропорции, а угольная и текстильная промышленность продолжали стагнировать.

    Франция

    Мировой экономический кризис распространился на Францию несколько позднее, в 1930г. , зато он был более продолжительным и глубоким. В кризисный период произошла крайняя радикализация внутриполитических отношений, что было обусловлено отличной от других стран социальной структурой французского общества, а также политическими традициями страны.

    Наряду с усилением демократических и леворадикальных течений появилась тенденция к фашизации страны. Упорная борьба между различными политическими силами в свою очередь определила особенности антикризисной политики и во многом повлияла на длительность кризиса.

    Подавление коммунистами и социалистами в феврале 1934г. попытки фашистского путча (за которым стояли не только фашистские организации, но и часть крупных монополий, представители церкви.) вызвало заметный рост влияния двух левых партий: cоциалистической (СФИО) и коммунистической (ФКП), объединившихся в Народный фронт, и соответственно, падение авторитета правительства.

    Народный фронт (единая организация левых антифашистских сил) к началу 1936г. включал в себя еще и организацию радикал-социалистов, движение интеллигенции «Амстердам – Плейель» и др.

    Программа народного фронта была ориентирована в основном на удовлетворение ближайших нужд широких слоев граждан. Среди самых основных требований следует отметить создание национального фонда безработицы, сокращение рабочей недели без уменьшения содержания, увеличение числа рабочих мест (за счет уменьшения порога пенсионного возраста, организация масштабных общественных работ и др.)

    4 июля 1936 года было создано первое правительство Народного фронта (во главе с премьер – министром Л.Блюмом), 7 июля было подписано соглашение между всеобщей конфедерацией труда (ВКТ) и предпринимателями об увеличении заработной платы, признании профсоюзов и института цеховых старост. Соглашение предусматривало введение 40-часовой рабочей недели, предоставление оплачиваемых отпусков , признание системы коллективных договоров.

    Этот документ и большая часть положений платформы Народного фронта были закреплены законодательно парламентом страны. Это было триумфом народного фронта и кульминацией рабочего движения в его поддержку.
    Увеличение расходов по социальным статьям поставило правительство перед проблемой непомерно разбухшего дефицита государственного бюджета. Это заставило правительство пойти на первую девальвацию франка, что не замедлило отрицательно сказаться на уровне жизни самых широких слоев граждан. Левая направленность политики правительства социалистов способствовала усилению бегства капиталов из страны, углублению процесса сокращения производства, появлению иных форм противодействия правительственному кризису со стороны прежде всего крупного капитала.

    В этих условиях правительство Блюма не решалось поставить под государственный контроль деятельность Французского банка и начать налоговую реформу. Пауза в действиях правительства вызвала политический кризис и как результат – смену кабинета министров.

    Правительство социалиста – радикала Камиля Шотана попыталось найти компромисс между интересами широких слоев населения и представителей крупного капитала за счет некоторого ограничения требований программы Народного фронта. Однако, несмотря на существенное свертывание бюджетных расходов состояние финансовой системы еще более ухудшилось, что вынудило правительство вторично произвести девальвацию национальной валюты.

    Непоследовательность антикризисных действий привели к расколу внутри самого Народного фронта, в результате чего трансформировалась и его программа. В результате нового правительственного кризиса весной 1938г. формируется 2-й кабинет Блюма, который проводит дальнейшее свертывание политики Народного фронта. За счет сокращения социальных ассигнований Блюм надеялся ускорить военно-оборонительное строительство в стране.

    Одновременно в качестве источников средств для выполнения оборонной программы правительством были названы : увеличение размеров налога на капитал, на привилегированные предприятия, на сверхприбыли оборонных предприятий, а так же установление жесткого государственного контроля за валютными операциями, импортом и некоторые другие мероприятия. Политика пересмотра доходной и расходной статей бюджета вызвала недовольство представителей крупных промышленных и финансовых кругов, с одной стороны, и не получила широкой поддержки граждан, с другой, что определило скорое падение кабинета.

    Сформированное в апреле 1938г. правительство Эдуарда Даладье окончательно отказалось от программы Народного фронта на основе полученных им от парламента чрезвычайных полномочий.

    Состояние экономической нестабильности было характерно для Франции вплоть до конца 30-х годов, что во многом объясняется непоследовательностью антикризисных мероприятий, а по сути отсутствием согласованной общенациональной программы выхода из кризиса. В результате этого Франция существенно уступила свои позиции на мировых рынках. Некоторое оживление в экономике страны было вызвано накануне войны усилением государственных ассигнований на военное строительство.

    Германия

    Зависимое положение в достаточной мере неокрепшей экономики Германии определило глубину кризиса 1929-1933 гг. в стране.

    Своей нижней точки он достиг в 1932г. поразив промышленный сектор (68 тыс. предприятий стали банкротами), банковскую сферу, вызвал огромную безработицу (около 8 млн. чел).

    Прекращение помощи со стороны ведущих стран, которые также испытывали экономический кризис, усугубило положение Германии.

    Неспособность режима Веймарской республики эффективно противодействовать экономическому кризису, обострению социальных противоречий, стремление монополий к восстановлению утраченных позиций на мировых рынках , растущая ностальгия широких общественных кругов граждан по былому величию Германии в условиях резкого падения жизненного уровня, безразличие к внутренним проблемам Германии со стороны правительств других стран было главным факторами прихода к власти национал-социалистов в стране в 1933 г.
    Экономическая политика национал-социалистов носила ярко выраженный этатистский характер. Антикризисные мероприятия носили чрезвычайный характер, преследовали не только тактические цели вывода экономики в режим роста, но и стратегические – возвращение утерянных территорий и рынков, дальнейшее расширение границ государства, завоевание мирового господства.

    Эта стратегия и определила формы и методы вывода страны из кризиса, главным содержанием которого становится тотальная милитаризация народного хозяйства. Нацисты создают мощный аппарат государственного регулирования экономики, явившейся основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, людских и прочих ресурсов.

    Ряд принятых законов о картелировании экономики, о подготовке к органическому построению германского хозяйства, об обороне империи и др. позволили установить жесткий контроль государства над большей частью промышленного потенциала. Закон об организации национального труда создал нормативную базу для становления принудительного труда.

    Руководство экономикой Германии осуществлялось из единого центра – Главного хозяйственного совета , перераспределявшего финансовые, людские и сырьевые ресурсы прежде всего в военный комплекс за счет гражданских отраслей. Таким образом в условиях фашистской диктатуры при отсутствии необходимых средств на широкомасштабные военные инвестиции, прекратившейся помощи со стороны других стран, самоизоляции страны методы государственного регулирования изначально приобрели ярко – выраженные прямые административные формы. Быстрыми темпами шло расширение государственного сектора в экономике, что, в частности, было связано с политикой «ариизации» предприятий. Росла доля участия государства в акционерных кампаниях.
    Такой вариант интервенции государства в хозяйственную жизнь оказался весьма эффективным и позволили в течение 1934г. покончить с кризисом прежде всего в тяжелой промышленности и на этой основе обеспечить быстрые темпы роста.

    Италия

    Экономический подъем был прерван охватившим в 1929 г. все экономически развитые страны мировым экономическим кризисом. В Италии кризис положил начало новому этапу становления фашистского режима. Под предлогом принятия антикризисных мер фашистское государство полностью поставило под свой контроль основные отрасли экономики. Усилился процесс концентрации финансового и промышленного капитала, монополизации экономики страны. Правительство Муссолини отдавало приоритет монополистам, что существенно затрагивало интересы мелких и средних собственников. Сумма правительственных субсидий крупным монополистам достигла 10 млрд. лир, государство приобретало тысячи акций и облигаций промышленных предприятий. В итоге оно стало одним из крупнейших акционеров, в его руках были сосредоточены мощные рычаги для оказания не только административного, но и экономического воздействия на политику крупных монополистических объединений.

    Экономическая политика фашистского государства способствовала росту авторитета Муссолини в кругах крупных предпринимателей. Ведущие представители финансово-промышленного капитала - Донегани, Мотта, Пирелли, Аньелли, Вольпи и др. - стали одновременно и руководителями корпораций соответствующих отраслей, заняли крупные посты в фашистской иерархии. Фактически в стране сложилась система государственно-монополистического капитализма. Отдельные концерны полностью господствовали в итальянской экономике.
    Наиболее крупными из них являлись химический и горнорудный трест “Монтекатини”, электроэнергетический “Эдисон”, резиновый “Пирелли”, металлургический и оружейный “Терни” и некоторые другие.

    Вместе с тем, в годы кризиса существенно сократился сектор мелких частных предприятий. В 1929-1932 гг. потерпело финансовый крах, разорилось или было поглощено более сильными конкурентами 12661 предприятие. Большая часть разорившихся предпринимателей была вынуждена идти работать на крупные предприятия или государственную службу.

    Централизация управления экономикой имела и другие негативные последствия. Она привела к бюрократизации экономической системы и бурному расцвету коррупции среди чиновников.

    Вместе с тем, по сравнению с экономикой нацистской Германии, уровень монополизации в Италии был все же значительно ниже. Итальянским фашистам не удалось полностью подчинить себе экономику, сохранялся сектор частных предприятий, в том числе и крупных. Действие рыночных механизмов сильно ограничивалось, но они не были полностью разрушены.

    Монополизация экономики и рост промышленности позволили Муссолини задуматься о военной экспансии. Муссолини с 1935 г начинает менять свой экономический и внешнеполитический курс.

    В области экономической с начала 1935 г. Муссолини объявляет курс на автаркию - полное самообеспечение Италии всеми видами продукции, в том числе и военной. Эта политика больно ударила по интересам представителей крупного итальянского капитала, тесно сотрудничавших со странами Запада. Однако участие в реализации экспансионистских замыслов Муссолини сулило им существенные выгоды: милитаризация экономики, военные заказы, завоевание новых территорий открывало перед представителями итальянского капитала новые масштабные перспективы.

    В итоге финансовые круги пошли по пути компромисса: с одной стороны, они сохраняли внешнюю лояльность режиму, с другой - продолжали, зачастую нелегально, в обход распоряжений дуче и международных санкций, взаимовыгодный торговый обмен с западными партнерами (такая позиция позволила им не только сохранить, но и во многом увеличить свои прибыли). Вместе с тем, изменение экономического курса Италии стало началом раскола между фашистским режимом и итальянскими промышленниками. Часть финансовой элиты, понесшая наиболее сильные убытки в результате переориентации экономики, стала формироваться вокруг других существовавших в Италии центров влияния.

    Специфика Италии состояла в том, что, в отличие, например, от Германии, где Гитлер к этому времени стал единовластным хозяином страны, положение Муссолини во многом зависело от поддержки его традиционными институтами - в первую очередь королем и Католической церковью в лице Ватикана. Эти институты стали в дальнейшем теми центрами, вокруг которых формировались оппозиционные фашистскому режиму представители политической и финансовой элиты.

    Понимая неизбежность противодействия своим агрессивным планам со стороны западных государств, Муссолини начинает искать новых союзников. В 1935 г. через свои дипломатические каналы он впервые информирует Гитлера о готовности к усилению связей с Германией. Одновременно начинается подготовка к развязыванию войны в Северной Африке. Объектом агрессии Муссолини избрал Эфиопию, победа над которой, по мнению дуче, могла достаться легко и принести ему новые политические дивиденды. В ответ на оккупацию Эфиопии Лига наций объявила экономическую блокаду Италии как государству-агрессору. Это ускорило процесс сближения двух фашистских режимов: экономические санкции, хотя и малоэффективные, заставили Муссолини увидеть в Германии политического и экономического партнера. Экономика Италии все больше начинает ориентироваться на германские промышленные ресурсы: увеличивается ввоз германского угля, стали, военной продукции.

    В июле 1936 г., немецкие и итальянские фашисты совместно поддержали мятеж генерала Франко в Испании, фактически экспортировав фашизм в эту страну. В марте 1938 г. Муссолини поддержал аншлюс Австрии, а в апреле 1939 г. начал, при поддержке Германии, боевые действия против Албании.

    В мае 1939 г. двусторонние отношения между Италией и Германией были оформлены официально: министры иностранных дел этих государств Чиано и Риббентроп подписали договор о военно-политическом союзе, получивший название “Стальной пакт”. Таким образом, накануне Второй мировой войны Италия была полностью втянута в орбиту устремлений германских нацистов.

    Япония

    Наметившийся подъем деловой активности был остановлен кризисом 1927 г. На волне финансовых неурядиц к власти пришли милитаристы, рассчитывавшие преодолеть внутренние экономические трудности с помощью вооруженной внешней экспансии. В качестве объектов предстоящих захватов рассматривались Китай, Юго-Восточная Азия, Индия, восточные районы Сибири и советского Дальнего Востока. Однако охватившая страну экономическая депрессия была подстегнута в 1929 г. крахом Нью-Йоркской фондовой биржи. Предпринятые правительством меры по спасению экономики не дали ощутимого результата и поколебали доверие народа к политическим партиям, вышедшим на общественную сцену. Япония встала на путь ускоренной милитаризации.

    За этот выбор особенно ратовали новые концерны, возникшие главным образом в годы первой мировой войны и составившие себе капитал на военной конъюнктуре. В унисон им звучали призывы офицерства, связывавшего свою карьеру с перспективами грабительских военных походов, к вооруженному переделу мира. Фашистские группировки укрепляли свои позиции не только в армии, но и в государственной власти.

    С марта 1931 г. было предпринято несколько попыток осуществления государственного переворота и установления военно-фашистской диктатуры. Военные приступили к детальной проработке плана захвата Маньчжурии. После серии вооруженных провокаций Квантунская армия в ночь на 19 сентября 1931 г. напала на китайские войска в Мукдене. Вскоре вся Маньчжурия была оккупирована японцами. В 1932 г. на ее территории было образовано марионеточное государство Маньчжоу-го. Лига Наций потребовала от Японии прекратить военные действия в Китае и вывести оттуда войска. В марте 1933 г. Япония заявила о своем выходе из Лиги Наций и продолжила захватнические действия на континенте. Квантунская армия заняла весь Северный Китай.

    Поворотным пунктом аграрной политики японского правительства послужила мировая депрессия 1929-1933 гг., в борьбе с которой оно, взяв за образец опыт соседа-противника (СССР), провело в жизнь "План возрождения деревни" и "Пятилетку распространения производительных кооперативов". Коллективистское направление в решении продовольственного вопроса укрепилось во время упомянутой войны с Китаем.

    К началу японо-американской войны (1941 г.) сложилась продовольственно-контрольная система, которая покоилась на трех принципах: 1) Государственная монополия на торговлю рисом 2) Единый канал распределения риса, состоящий исключительно из государственных предприятий и общественных организаций. 3) Ценовая система с "обратными ножницами": правительственные заготовительные цены были выше продажных.
    .